Правительству РФ дан ряд поручений по вопросам охраны окружающей среды и животного мира
Перечень поручений по итогам встречи с представителями общественных организаций, осуществляющих деятельность в области экологии и защиты животных (утв. Президентом РФ 03.07.2020 N Пр-1069)
В частности, Президент РФ поручил:
- обеспечить внесение в законодательство РФ изменений, направленных на усиление административной ответственности за нарушение законодательства в области обращения с животными;
- обеспечить внесение в законодательство РФ изменений, направленных на совершенствование правового регулирования вопросов, касающихся:
- проведения рекультивационных и иных восстановительных работ юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, причинившими вред окружающей среде;
- осуществления государственного экологического надзора в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
- обеспечения пользователями недр охраны объектов животного и растительного мира, в том числе сохранения биологического разнообразия;
- определить меры государственной поддержки оказавшихся в сложной финансовой ситуации в результате введения ограничений в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) приютов для животных, а также порядок и условия предоставления такой поддержки;
- внести в национальные стандарты Российской Федерации в сфере туризма изменения, направленные на обеспечение доступности, безопасности экологического туризма, а также комфортности условий его осуществления.
Разъяснения по уменьшению выбросов в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях
Письмо Минприроды России от 14.07.2020 N 12-50/8758-ОГ «О мероприятиях при НМУ»
Даны разъяснения по вопросам разработки мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий и выбора веществ, в отношении которых такие мероприятия разрабатываются.
Сообщается, что согласно статье 19 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее — Закон N 96-ФЗ) мероприятия при НМУ разрабатываются для всех объектов, имеющих источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за исключением объектов IV категории.
Приказом Минприроды России от 28.11.2019 N 811 утверждены Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее — Приказ N 811).
Статьей 19 Закона N 96-ФЗ определено, что порядок проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ определяется органами государственной власти субъектов РФ; мероприятия при НМУ должны быть согласованы с уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.
Приказом N 811 определено, что разработка мероприятий по НМУ осуществляется для всех источников выбросов на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, I, II и III категорий, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
При этом вопросы разработки для конкретного предприятия мероприятий по уменьшению выбросов в период НМУ регулируются порядком проведения таких работ, установленным в соответствующем субъекте РФ.
ПРОЕКТ: Предложен порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
Проект Приказа Минприроды России «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»
Согласно проекту, порядок предназначен для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий. Действие порядка не будет распространяться на вопросы обращения с радиоактивными отходами, биологическими отходами и медицинскими отходами, на регулирование размещения в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей.
Проектом предусмотрено, что при обосновании лимитов на размещение отходов учитываются массы (объемы) отходов, планируемые:
- для размещения на объектах размещения отходов, находящихся в собственности, владении, пользовании;
- для передачи на размещение другим индивидуальным предпринимателями или юридическим лицам.
В лимиты на размещение отходов не включаются массы (объемы) отходов, предназначенные для обработки, утилизации и/или обезвреживания, планируемые к складированию в местах (площадках) накопления отходов.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение для объектов I категории устанавливаются комплексным экологическим разрешением, выдаваемым территориальными органами Росприроднадзора. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на период действия комплексного экологического разрешения и могут продлеваться на тот же срок в случае продления комплексного экологического разрешения в установленном порядке.
Лимиты на размещение отходов в недрах для юридических лиц — пользователей недр, имеющих лицензии на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов, устанавливаются с учетом срока действия такой лицензии.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах II категории, разрабатывают нормативы образования отходов и лимиты на их размещение на семь лет. Результаты обоснования нормативов образования отходов и лимитов на их размещение используются для заполнения раздела 6.2 «Масса или объем образовываемых и размещаемых отходов» декларации о воздействии на окружающую среду.
Пересмотр нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанных для объектов II категории, осуществляется каждые семь лет или, в частности, при замене лица, осуществляющего хозяйственную деятельность, изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, изменение технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.
Внесение изменений в раздел 6.2 «Масса или объем образовываемых и размещаемых отходов» декларации о воздействии на окружающую среду осуществляется одновременно с актуализацией сведений об объекте II категории, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Проектом предусматривается, что лимиты на размещение отходов, утвержденные в установленном порядке до вступления его в силу, действительны до окончания указанного в них срока (до получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду).
На 2020 — 2022 годы определены предельные размеры стоимости работ по строительству оросительных и осушительных систем, гидротехнических сооружений, рыбоводных прудов в целях предоставления субсидий
Приказ Минсельхоза России от 10.06.2020 N 315
Предельные размеры устанавливаются для расчета размера субсидии, предоставляемой на реализацию мероприятий строительства, реконструкции и технического перевооружения оросительных и осушительных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, а также рыбоводных прудов, принадлежащих на праве собственности (аренды) сельскохозяйственным товаропроизводителям, приобретение машин, установок, дождевальных и поливальных аппаратов, насосных станций, включенных в сводный сметный расчет стоимости строительства, реконструкции, технического перевооружения (в том числе приобретенных в лизинг), за исключением затрат, связанных с проведением проектных и изыскательских работ и (или) подготовкой проектной документации в отношении указанных объектов.
Признан утратившим силу аналогичный Приказ Минсельхоза России от 22.05.2019 N 264.
К 2024 году все организации, работающие с углеводородным сырьем, обязаны утвердить план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов
Федеральный закон от 13.07.2020 N 207-ФЗ «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
План утверждается организацией, осуществляющей деятельность в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также переработку (производство), транспортировку, хранение, реализацию углеводородного сырья и произведенной из него продукции (далее — эксплуатирующая организация), при условии наличия:
- заключения о готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, вынесенного по результатам комплексных учений по подтверждению готовности к действиям по локализации и ликвидации разливов;
- согласования Росприроднадзором указанного плана в части его соответствия требованиям, установленным Правительством РФ.
Эксплуатирующая организация при осуществлении мероприятий по предупреждению разливов нефти и нефтепродуктов обязана выполнять план и иметь финансовое обеспечение для осуществления мероприятий, предусмотренных планом.
Корреспондирующие поправки внесены в федеральные законы «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», «О континентальном шельфе Российской Федерации», «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». Предусмотрены переходные положения настоящего Федерального закона.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2021 года.
Разъяснен вопрос об установлении временно разрешенных сбросов юрлицам и ИП, осуществляющим деятельность на объектах II категории
Письмо Росприроднадзора от 26.06.2020 N РН-09-01-32/19729 «О рассмотрении обращения»
Указанные юрлица и ИП представляют декларацию о воздействии на окружающую среду. Одновременно с подачей декларации представляются расчеты нормативов допустимых сбросов.
В случае невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов на период поэтапного достижения нормативов допустимых сбросов разрабатывается и утверждается план мероприятий по охране окружающей среды.
На период выполнения плана мероприятий устанавливаются временно разрешенные сбросы в соответствии с графиком достижения установленных нормативов допустимых сбросов.
Временно разрешенные сбросы устанавливаются разрешением, выдаваемым в порядке, установленном Правительством РФ, только при наличии плана мероприятий. Порядок выдачи разрешений на временные сбросы в настоящее время не установлен.
Отчет о выполнении плана мероприятий по достижению установленных нормативов допустимых сбросов, направленный в уполномоченный орган, может рассматриваться как основание, исключающие привлечение к административной ответственности, до вступления в законную силу порядка выдачи разрешений на временные сбросы.
Пресса
Напоминаем, что ответ носит информационный характер, ответственность за его применение компания «Информ-Плюс» не несет.
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс, его можно заказать через услугу «Горячая линия». Тел.+7 (831) 418-58-74 или по электронной почте hotline@inform.plus.