Минфин разъяснил, как вернуть аванс и изменить срок оплаты по госконтракту
Вопрос: О сроке оплаты товара, работы, услуги по контракту, ответственности за его нарушение и возможности его увеличения. (Письмо Минфина России от 19.06.2020 N 24-03-08/53083)
Вопрос: О требовании заказчика об уплате поставщиком (подрядчиком, исполнителем) неустойки за неисполнение обязательств по госконтракту и возврате заказчику аванса. (Письмо Минфина России от 19.06.2020 N 24-03-06/53323)
Ведомство разъяснило, как обеспечить возврат аванса по госконтракту, как и в каком случае можно продлить срок оплаты по контракту, если такая необходимость связана с коронавирусом.
Как обеспечить возврат аванса по контракту
По Закону N 44-ФЗ контракт заключают только после того, как предоставлено обеспечение его исполнения. Контракт должен быть обеспечен деньгами или банковской гарантией.
Если по условиям документации и контракта поставщик обязан вернуть аванс, то надлежащее исполнение этого обязательства также нужно обеспечить. Когда исполнение контракта обеспечивается деньгами, поставщик вносит средства на счет, указанный заказчиком. Если условия контракта будут нарушены, заказчик удержит с этого счета средства в размере, равном размеру имущественных требований к поставщику. При наступлении обстоятельств, предусмотренных контрактом, сумма обеспечительного платежа засчитывается в счет исполнения обязательства, в том числе в счет возврата аванса.
Как и в каком случае можно перенести срок оплаты по контракту
Ведомство напомнило, что в Законе N 44-ФЗ установлены максимальные сроки оплаты: 30 дней с даты подписания заказчиком документов о приемке — для всех исполнителей, 15 рабочих дней с этой даты — для СМП и СОНКО. Увеличение этого срока законом не предусмотрено. За его нарушение с заказчика могут взыскать неустойку и привлечь к административной ответственности.
Однако в 2020 году из-за распространения коронавируса по соглашению сторон можно изменить срок исполнения контракта. Для этого необходимо иметь доведенные ЛБО на срок исполнения контракта и соблюсти другие условия по ч. 65 ст. 112 Закона N 44-ФЗ.
Отсутствие электричества оказалось уважительной причиной нарушения срока подписания госконтракта
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22.07.2020 N Ф05-5282/2020 по делу N А40-143728/2019
Заказчик направил победителю закупки проект госконтракта. Тот не подписал его в назначенный срок, поэтому заказчик обратился в контрольный орган с заявлением о признании победителя уклонившимся от заключения контракта. Московское УФАС включило нарушителя в реестр недобросовестных поставщиков.
Однако суды не поддержали это решение. Победитель не смог подписать контракт из-за отсутствия электричества в последний отведенный для этого день. При этом он перечислил обеспечение исполнения контракта и впоследствии был готов подписать контракт в любой день.
Суды сочли действия победителя добросовестными, а наказание в виде его включения в РНП — несоразмерным.
Суд отказал в оплате госконтракта, хотя заказчик не предоставил нужные для его исполнения документы
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10.07.2020 N Ф05-6982/2020 по делу N А40-156148/2019
По условиям контракта исполнитель должен был разработать проектно-сметную документацию на капитальный ремонт отделения почтовой связи. Тот выполнил работу и, не получив оплату, обратился в суд.
Выяснилось, что у исполнителя не было положительного заключения экспертизы проектной документации, а значит, он не выполнил обязательства в полной мере. Он обращался к заказчику за необходимым для экспертизы комплектом документов, однако тот не смог предоставить часть из них из-за отсутствия полномочий.
Суды отметили: если заказчик не выполнил обязательства, исполнитель мог не приступать к работе, приостановить ее или отказаться от исполнения контракта. Кроме того, его заключили по результатам конкурса, другими словами, участник мог ознакомиться с документацией и условиями работ.
Заказчик не получил результат, на который рассчитывал при заключении контракта, поэтому суды не поддержали требование исполнителя об оплате.
Суды отказали в оплате по договору, заключенному без проведения процедур по Закону N 223-ФЗ
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 09.07.2020 N Ф05-10091/2020 по делу N А40-273635/2019
Организация заключила договор на оказание консультационных услуг с ФГУП. Заказчик неоднократно подписывал акты приемки без замечаний, однако оплатил их лишь частично.
Подрядчик обратился в суд с требованием к заказчику оплатить работы полностью. Заказчик в ответ попросил признать договор ничтожным.
Суды поддержали заказчика: ему могут быть оказаны услуги только по договору, заключенному в соответствии с Законом N 223-ФЗ. Такого договора нет, следовательно, у заказчика нет обязательств по оплате услуг.
Исполнитель попытался обжаловать это решение: в своей позиции суды ссылались на разъяснения положений закона о госзакупках, тогда как по Закону N 223-ФЗ заказчик не может быть освобожден от оплаты из-за нарушения процедуры заключения договора. Напомним, что ранее Верховный суд уже отменял решение предыдущей инстанции на этом основании.
Однако эти доводы не сработали. Окружной суд посчитал, что Закон N 44-ФЗ и Закон N 223-ФЗ имеют сходные предметы регулирования, поэтому в вопросе оплаты нужно руководствоваться разъяснениями Закона N 44-ФЗ. Кроме того, в рассматриваемом случае заказчиком является ФГУП, поэтому любой договор с ним может быть заключен только в результате закупочных процедур по Закону N 44-ФЗ или Закону N 223-ФЗ.
Судебная практика по Закону N 44-ФЗ: обзор за июль
Мы выбрали 13 актов окружных судов и ВС РФ, размещенных в системе КонсультантПлюс в июле. Расчет НМЦК, подтверждение опыта участниками строительных закупок, приемка товара с улучшенными характеристиками — лишь часть вопросов, затронутых в обзоре.
Расчет НМЦК
При расчете НМЦК нужно учитывать не только общую цену, указанную в коммерческом предложении, но и показатели, исходя из которых она рассчитана. Возможно, что часть из них применять к объекту закупки нельзя (АС Поволжского округа).
Закупки среди СМП и СОНКО
При закупке услуг почтовой связи нельзя ограничивать круг участников только СМП и СОНКО (АС Северо-Кавказского округа).
Требования к участникам закупки
Нельзя требовать от участника наличия лицензии, если она нужна только для части работ, входящих в объект закупки, и сам он вправе привлекать соисполнителей (АС Уральского округа).
Подтверждение опыта участниками строительных закупок
Опыт участника по Постановлению N 99 нельзя подтвердить договором на субподряд (АС Уральского округа). Аналогичной позиции придерживается ФАС, подробности в нашей новости.
Нельзя отклонять заявку, если некоторые документы о наличии опыта работы, являются ненадлежащими, но при этом оставшихся документов достаточно для его подтверждения (АС Московского округа).
Рассмотрение заявок на участие в аукционе
Нельзя отклонять заявку, если требуемые документы были представлены не во второй, а в первой части (АС Уральского округа).
Если накануне подачи заявки участник внес изменения в учредительные документы и не успел обновить их в реестре на площадке, не спешите отклонять заявку. Проверьте реестр на момент рассмотрения заявки: при наличии там актуальных документов, участника лучше допустить (АС Северо-Западного округа).
Обеспечение исполнения контракта
Если обеспечение исполнения контракта вносит третье лицо, участнику закупки следует уведомить об этом заказчика (АС Северо-Кавказского округа). Отметим, в судебной практике в целом поддерживается возможность третьих лиц перечислить обеспечение за участника закупки.
Приемка по контракту
Не является нарушением приемка товара с улучшенными характеристиками без заключения допсоглашения (АС Поволжского округа). Подробности в нашей новости.
Взыскание переплаты с исполнителей контрактов
Акт финансово-хозяйственной проверки не является основанием для взыскания госзаказчиком излишне уплаченных подрядчику средств, если работы по контракту были приняты без замечаний (АС Уральского округа, АС Северо-Западного округа, АС Московского округа).
Административная ответственность за неправомерное изменение контракта
Годичный срок давности по ч. 5 ст. 7.32 КоАП РФ начинает течь не с момента изменения контракта, а с момента дополнительного расходования бюджетных средств (ВС РФ).
Административная практика по Закону N 44-ФЗ: обзор за июль
Нужно ли включать в контракт условия о его изменении из-за коронавируса, какие положения недопустимы в строительных контрактах, вправе ли заказчик устанавливать подсудность споров по банковской гарантии — ответы на эти и другие вопросы в нашем обзоре.
Проект контракта
Заказчик не обязан включать в проект контракта положенияоб особенностях изменения условий контракта из-за коронавируса (Амурское УФАС, Тверское УФАС). Однако есть и противоположная позиция (Кемеровское УФАС).
Нельзя включать в контракт обязанность исполнителя представлять по требованию заказчика документы о стоимости используемых материалов (ФАС).
В контракте на монтаж оборудования следует предусматривать срок подготовки и передачи помещений или мест эксплуатации, в которых будет размещаться оборудование (ФАС).
Заказчики обязаны включать в контракты на строительство типовые условия, установленные приказом Минстроя (ФАС).
Заказчик не вправе в контракте на строительство указывать требования к условиям договора страхования объекта (ФАС).
Нельзя требовать от участника строительной закупки самостоятельно указывать в контракте сведения об объеме работ, которые будут выполняться без привлечения субподрядчиков (ФАС).
Если в проекте контракта установлен гарантийный срок предмета лизинга, нужно предусмотреть требование об обеспечении гарантийных обязательств (ФАС).
Условия об антидемпинговых мерах
При размещении документации о запросе предложений нужно проследить, чтобы там не упоминались антидемпинговые меры (они действуют только в конкурсах и аукционах). Ошибочное упоминание таких мер влечет штраф (ФАС).
Требования к банковской гарантии
В числе требований к банковской гарантии не следует устанавливать подсудность вытекающих из нее споров (ФАС).
Рассмотрение заявок на участие в аукционе
Участник закупки не обязан представлять решение об одобрении крупной сделки, если оно есть в реестре участников закупок (ФАС).
Если участник представил решение во второй части заявки, ее нельзя отклонять по причине того, что решение отличается от направленного оператором площадки (ФАС).
Требования к товарам и оценке заявок при закупке услуг по энергосбережению
Если по итогам исполнения энергосервисного контракта заказчику переходит какое-либо оборудование, в документации необходимо устанавливать требования национального режима(ФАС).
Опыт и квалификацию участников конкурса на закупку услуг по энергосбережению нельзя оценивать исключительно по энергосервисным контрактам. Нужно брать во внимание и контракты на поставку оборудования, которое используется для повышения энергоэффективности (ФАС).
Наши фирменные материалы
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus