ПРОЕКТ: Как будут квотироваться отечественные промтовары по Законам N N 44 и 223-ФЗ: обзор проектов
Проект Постановления Правительства РФ
Проект Постановления Правительства РФ
Проект Постановления Правительства РФ
11 августа вступили в силу изменения законодательства о выполнении обязательной доли закупок отечественных товаров. Минпромторг подготовил пакет проектов, чтобы определить размер квоты, перечень продукции, порядок отчета и его форму. Подробнее об этом в нашем обзоре.
Какие отечественные товары будут квотироваться
Для заказчиков по Закону N 44-ФЗ предложен перечень промтоваров, куда включены в том числе те, которые поставляются при выполнении работ (оказании услуг), а также являются предметом аренды и (или) лизинга.
Среди прочих в список вошли следующие товары, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска:
- лекарства из перечня ЖНВЛП (код по ОКПД2 -21.2);
- перевязочные клейкие материалы (код по ОКПД2 — 21.20.24.110);
- портативные компьютеры (код по ОКПД2 — 26.20.11);
- музыкальные инструменты (код по ОКПД2 — 32.20.12.111);
- протезы (код по ОКПД2 — 32.50.22.121).
Всего в списке 148 наименований.
По Закону N 223-ФЗ определили 2 перечня товаров, куда включены в том числе те, которые поставляются при выполнении работ (оказании услуг), а также являются предметом аренды и (или) лизинга:
- перечень товаров для отдельных заказчиков;
- перечень товаров для остальных заказчиков.
В последний вошло 293 наименования. Среди прочего в нем есть следующая продукция:
- бумага и картон (код по ОКПД2 — 17.12);
- принтеры (код по ОКПД2 — 26.20.16.120);
- некоторая мебель (код по ОКПД2 — 31.01.11).
Какие особенности учитываются при закупке товаров из перечня
Для заказчиков по Закону N 44-ФЗ и N 223-ФЗ квота рассчитывается от годового объема закупок каждого конкретного товара из перечня.
Планируется, что в одну закупку по Закону N 44-ФЗ нельзя объединить товары из перечня и товары, которые в него не входят.
Как будут квотироваться товары
Для каждого товара из перечня по Закону N 44-ФЗ предусмотрена минимальная доля закупок, которая определена на период с 2021 по 2023 год. Для некоторых позиций в течение трех лет квота меняться не будет. Так, для товаров из перечня ЖНВЛП минимальная доля составит 40% ГОЗ товаров из ЖНВЛП на все 3 года.
Для других товаров квота будет меняться из года в год. Например, при закупке принтеров в 2021 году минимальная доля составит 15%, в 2022 — 25%, в 2023 — 30%.
По Закону N 223-ФЗ предусмотрена аналогичная схема.
Как заказчики будут отчитываться о минимальной доле
По итогам года заказчикам по Закону N 44-ФЗ придется отчитываться об объеме закупок квотируемых товаров. Минпромторг разработал порядок подготовки отчета и его форму.
Отчет составляется автоматически в ЕИС на основе сведений из реестра контрактов. Проект формы отчета также подготовлен.
Документ подписывает усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченное на это лицо заказчика и размещает в ЕИС до 1 апреля года, который следует за отчетным.
Если соблюсти минимальную долю нельзя, отчет корректируется. В него добавляется обоснование того, почему квота не достигнута. Отдельный документ составлять не нужно. Менять отчет можно в период с 1 января по 28 февраля года, который следует за отчетным. Дата последнего изменения будет считаться датой составления отчета.
Сходный порядок подготовки отчета и его форму разработали и для заказчиков по Закону N 223-ФЗ. Такие заказчики будут сообщать о соблюдении минимальной доли закупок не позднее 31 марта года, который следует за отчетным. Корректировать документ заказчики смогут с 1 января по 31 марта года, который следует за отчетным.
Когда заработают новшества
Планируется, что поправки будут вступать в силу постепенно:
- в отношении минимальной доли закупок по Закону N 44-ФЗ — с 1 января 2021 года. Новшества не будут применять к закупкам, которые объявят до этой даты;
- в отношении отчетности по Закону N 44-ФЗ — с 1 января 2021 года;
- в отношении минимальной доли закупок по Закону N 223-ФЗ и отчета о ее соблюдении по Закону N 223-ФЗ — с момента опубликования, за исключением отдельного положения.
Общественное обсуждение проектов завершается 18 сентября.
ПРОЕКТ: Предложили изменить правила использования КТРУ при госзакупках радиоэлектронной продукции
Проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (по состоянию на 03.09.2020) (подготовлен Минфином России, ID проекта 01/01/09-20/00107863)
Минфин разработал проект поправок к отдельным актам правительства в сфере закупок.
Среди прочего хотят изменить правила использования КТРУ. Так, с 1 июля при приобретении радиоэлектронной продукции из перечня нельзя использовать в описании объекта закупки допхарактеристики, которые не предусмотрены КТРУ. Запрет хотят применять только в случае, если в закупке установлены ограничения.
Напомним, ранее ведомство сообщало, что сейчас это правило действует для всех позиций из перечня независимо от того, установлены ли ограничения на допуск иностранной РЭП.
Также в проекте скорректировали доптребования к операторам электронных площадок, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.06.2018 N 656. В частности, перечислены причины, по которым оператор не примет банковскую гарантию для обеспечения заявки. Такое может случиться, например, если ИКЗ в записи из реестра банковских гарантий отличается от ИКЗ в извещении о закупке.
Предложено также изменить правила участия СМСП и самозанятых в закупках по Закону N 223-ФЗ. Предполагается, что новшества заработают со дня их опубликования, за исключением отдельных положений. Общественное обсуждение проекта завершается 17 сентября.
Изменились особенности описания некоторых лекарств по Закону N 44-ФЗ
Постановление Правительства РФ от 04.09.2020 N 1357 «Об утверждении Правил использования информации о взаимозаменяемых лекарственных препаратах для медицинского применения и дачи разъяснений по вопросам взаимозаменяемости лекарственных препаратов для медицинского применения, а также о внесении изменения в особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Внесены изменения в особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения при госзакупках, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380. Новшества действуют с 8 сентября и не применяются к закупкам, которые объявлены до этой даты.
Среди прочего определили, что при описании препаратов в документации о закупке заказчики должны использовать данные из перечня взаимозаменяемых лекарств. Его можно найти на сайте Минздрава.
Нововведение не относится к препаратам из перечня лекарственных средств, которые приобретаются в соответствии с их торговыми наименованиями. Такой перечень должно утвердить правительство.
На какие трудности в госзакупках за последнее время обратила внимание ФАС
Анализ практики проведения внеплановых проверок действий заказчиков при осуществлении закупок на соответствие требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ … (июль 2020 года)
Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), … (июль 2020 года)
Обзор административной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (август 2020 года) (Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
Контролеры напомнили о пользе ГИС «Независимый регистратор» для фиксации неполадок в ЕИС или на электронной площадке. Рассказали о том, каких документов и информации нельзя требовать от участников, а также что стоит учитывать при допуске к закупке или отказе в нем. Подробнее об этом в нашем обзоре.
Участник не воспользовался независимым регистратором и не смог доказать, что произошел сбой на электронной площадке
Участник не смог подать ценовое предложение из-за сбоя на электронной площадке. Оператор пояснил, что площадка работала исправно и у других проблем не было. Он указал, что участник входил в личный кабинет на офсайте оператора в период проведения закупки.
Антимонопольный орган посчитал, что участник не доказал технеполадки. Системой ГИС «Независимый регистратор», которая нужна для видеофиксации действий участников закупок, он также не воспользовался.
Рекомендуем загрузить с офсайта ЕИС и установить на своем ПК плагин ГИС «Независимый регистратор», чтобы избежать подобных ситуаций.
В правоприменительной практике есть случаи, когда регистратор помогал, например, доказать вину оператора в схожих ситуациях (см., в частности, решение ФАС от 06.04.2020 по делу N 20/44/105/598, от 21.04.2020 по делу N 20/44/105/698).
Напомним, ранее ФАС поясняла, что скриншоты экрана не докажут неполадки в ЕИС или на электронной площадке.
Заказчики требовали лишнего в заявках
В одном случае заявку участника отклонили из-за того, что он не подтвердил полномочия руководителя юрлица, который подписал аукционную заявку: приказа о назначении гендиректора в заявке не было.
Контрольный орган указал, что это требование лишнее. Его нет среди перечисленных в Законе N 44-ФЗ. Кроме того, необходимая информация есть в выписке из ЕГРЮЛ, которая была в заявке.
В другой ситуации заказчик отказался заключать контракт с победителем, поскольку копия решения об одобрении крупной сделки в заявке, в частности, не была заверена нотариусом. Документ как следует не оформлен. Значит, решение в заявке не представлено, что не соответствует документации. Хотя сделка для победителя является крупной.
Антимонопольный орган посчитал это нарушением по следующим причинам:
- участник представляет среди прочего названное решение при регистрации в Едином реестре участников закупки (ЕРУЗ). Закон N 44-ФЗ не требует его заверения. Доптребования к документу неправомерны;
- названный документ представляет в составе заявки оператор электронной площадки, а не участник;
- участник дополнительно приложил к заявке заверенное решение.
Контролеры также пояснили, какие нюансы стоит учитывать при допуске участника к закупке или при отказе в нем:
- оценивать соответствие заявки требованиям документации нужно на основании совокупности документов и информации, которые получены от оператора;
- если сумма решения об одобрении крупной сделки в ЕРУЗ равна ценовому предложению участника или превышает его, то нельзя отказать в допуске к закупке из-за отсутствия документа во второй части заявки;
- если ценовое предложение участника превышает сумму решения в ЕРУЗ, то он может ее изменить в ЕРУЗ при подаче заявки или представить во второй части заявки корректное решение. В этом случае нельзя отказать в допуске к закупке, если представленный документ отличается от решения в ЕРУЗ;
- если решение в ЕРУЗ, которое было представлено при регистрации, соответствует Закону N 44-ФЗ, то отстранять от участия в закупке из-за отсутствия документа во второй части заявки нельзя.
Заказчик незаконно просил согласовать с ним выбор субподрядчика
Заказчик закупал строительные работы. В проекте контракта он установил требование, по которому подрядчик обязан согласовывать с ним кандидатуру субподрядчика для выполнения отдельных видов работ по контракту. Кроме того, по проекту такой субподрядчик должен отвечать определенным требованиям.
Контрольный орган посчитал данное требование нарушением. Законодательством подобная обязанность не предусмотрена.
Наши фирменные материалы
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus