Нельзя требовать от участника госзакупки работ по косметическому ремонту, чтобы он был членом СРО
Решение Московского областного УФАС России от 29.06.2020
Участник закупки пожаловался на то, что заказчик в аукционной документации неправомерно установил требование о членстве в саморегулируемой организации (СРО).
УФАС его поддержало. Объектом закупки были работы по косметическому ремонту. ГрК РФ членство в СРО по таким видам работ не предусмотрено.
Заказчик сослался на то, что требование установлено из-за техошибки. Контролеры это не приняли во внимание и признали его нарушившим Закон N 44-ФЗ.
Отметим, при текущем ремонте устанавливать такое требование тоже не нужно.
Как оценить опыт участника строительной госзакупки с доптребованиями и другие разъяснения ФАС
Обзор разъяснений законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд (июль 2020 года) (Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
Контрольный орган разобрался, как оценить опыт участников строительной закупки с доптребованиями, а также подтвердить их добросовестность при применении антидемпинговых мер, какие закупки можно провести у едпоставщика в рамках мобилизационной подготовки.
Как оценить опыт участника строительной закупки с доптребованиями
Участники таких закупок должны подтверждать, что за последние 5 лет до даты подачи заявки у них есть опыт исполнения контракта (договора) по предмету закупки. Например, согласно п. 2 доптребований из приложения N 1 среди прочего требуются копии исполненного контракта (договора) и акта (актов) выполненных работ.
ФАС пояснила, на какие моменты обратить внимание при рассмотрении подтверждающих документов:
- итоговый акт выполненных работ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. Сам подтверждающий контракт может быть подписан и раньше, так как требования к дате не установлены;
- из итогового акта должно быть ясно, что контракт (договор) исполнен полностью;
- для расчета стоимости исполненного контракта (договора) должны учитываться все акты выполненных работ, в том числе и те, которые подписаны ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
Следует учесть и иные расходы, например стоимость поставленного оборудования, материалов, налоги. Такие затраты должны быть зафиксированы в акте.
На что стоит обратить внимание при применении антидемпинговых мер
В некоторых случаях к победителю конкурса или аукциона применяются антидемпинговые меры. Например, они нужны, если победитель закупки с НМЦК 15 млн руб. и менее снизил начальную цену контракта на 25% и более или предложил сумму цен единиц товара (работы, услуги) на 25% и более ниже начальной суммы этих цен.
ФАС напомнила, что в этом случае участник закупки по своему выбору предоставляет обеспечение исполнения контракта:
- в полтора раза больше того, что установлено в документации;
- в размере, который определен в документации и информацию о своей добросовестности. К ней относятся сведения о 3 успешно исполненных контрактах, которые отвечают определенным требованиям.
Контрольный орган уточнил, что сведения должны быть в реестре контрактов. Если их там не найдут, значит победитель не подтвердил свою добросовестность. Кроме того, контракт должен быть исполнен в полном объеме. На это указывал и Минфин в своих разъяснениях.
Отметим, ранее министерство также отмечало, что копии подтверждающих документов направлять не нужно. В Законе N 44-ФЗ такого требования нет. Достаточно дать информацию, которая позволит найти реестровые записи в реестре контрактов.
Что можно закупить у едпоставщика в рамках мобилизационной подготовки
Заказчик может провести закупку у едпоставщика по п. 3 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, если она осуществляется для организации мобилизационной подготовки.
Перечень мобилизационных мероприятий закрытый. У едпоставщика по названному основанию можно купить только работы, которые выполняются для мобилизационной подготовки. Товары и услуги для нее нужно приобретать конкурентным способом.
ПРОЕКТ: Разработаны типовые условия госконтрактов на работы по созданию и развитию информационных систем
Проект приказа Минкомсвязи России
Минкомсвязь подготовила проект приказа об утверждении типовых условий контрактов на выполнение работ по созданию и (или) развитию (модернизации):
- государственных (муниципальных) информационных систем;
- иных информационных систем.
Условия будут применять, если заказчику понадобятся работы с кодом 62.01.1 по ОКПД2. В информационной карте приведены также коды предмета контракта по КТРУ.
Ограничений по НМЦК не установлено.
Общественное обсуждение проекта завершается 28 сентября.
Госконтракт не подписан вовремя из-за поломки электронной подписи — в РНП могут и не включить
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2020 N 08АП-6541/2020 по делу N А70-2014/2020
Победитель электронного аукциона не подписал контракт на поставку техники и не предоставил в срок его обеспечение из-за поломки электронной подписи (ЭП). Его признали уклонившимся и включили сведения в РНП.
Контрольный орган установил: неисправность ЭП не является причиной того, что контракт нельзя было подписать в срок. Победитель мог получить новую ЭП в течении суток, но не принял мер для этого.
Суд первой инстанции занял аналогичную позицию.
Апелляция не согласилась с таким решением, поскольку победитель среди прочего представил:
- документы, которые подтверждают факт покупки товара для поставки по контракту. Значит, он хотел выполнить обязательства;
- переписку с производителем товара о согласовании возможности и сроков установки необходимого оборудования к технике по контракту;
- приказ о том, что победитель находился в служебной командировке. У него не было возможности оперативно заменить ЭП в пределах срока на подписание контракта;
- акт обследования оборудования, в котором указано, что ЭП вышла из строя и требует замены в удостоверяющем центре.
На основании этого апелляция сделала вывод, что победитель заблаговременно предпринял действия для предстоящего исполнения контракта. Намерений уклониться от его заключения не было. Включать в РНП в данном случае
ВС РФ: внутренние документы контролеров не должны влиять на сроки обжалования по Закону N 44-ФЗ
Определение Верховного Суда РФ от 09.09.2020 N 306-ЭС20-11468 по делу N А55-19828/2019
Участник закупки направил жалобу в УФАС по электронной почте в последний день срока в 16:50. Контрольный орган ее вернул. Он пояснил: согласно внутреннему графику приема входящей корреспонденции документы принимаются с 09:00 до 11:00 и с 14:00 до 15:00. Эта информация есть на сайте УФАС. Участник мог заранее ознакомиться с таким порядком. Поскольку жалоба подана в последний день срока за пределами времени приема корреспонденции, а зарегистрирована следующим утром, то ее подача просрочена.
Суды посчитали это незаконным:
- контролеры не учли положения ГК РФ о порядке совершения действий в последний день срока. Жалоба подана своевременно;
- график приема документов, который утвержден внутренним приказом УФАС, не может изменять и ограничивать порядок и срок подачи жалобы по Закону N 44-ФЗ;
- для определения своевременности подачи жалобы имеет значение момент совершения такого действия участником, а не момент организационного реагирования антимонопольного органа.
Верховный суд не стал пересматривать дело.
Наши фирменные материалы
Статья: Рамочный договор в корпоративных закупках (Домбаев С.С.) («Юрист», 2020, N 6)
Статья: К вопросу о необходимости правового разграничения понятий общественного и гражданского контроля (на примере сферы государственных закупок) (Белов В.Е.) («Юрист», 2020, N 6)
Статья: Государственные закупки: современный инструментарий социальной политики (Агапова Е.В., Беляева О.А.) («Юрист», 2020, N 6)
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus