ФАС напомнила, какие выводы судебной практики учитываются при включении поставщика в РНП
Письмо ФАС России от 29.09.2020 N ИА/84081/20
ФАС напомнила управлениям, что учитывать при включении поставщика в РНП в сложных случаях: истекший срок контракта, выход учредителя из состава общества на момент нарушения контракта, отсутствие в ЕИС информации об одностороннем расторжении контракта.
Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, когда срок действия контракта уже истек
ФАС сообщила: при рассмотрении вопроса о включении поставщика в РНП нужно учитывать:
- из-за чего именно заказчик решил расторгнуть контракт в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением контракта;
- давал ли заказчик поставщику возможность устранить нарушения в соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
Продолжал ли на тот момент действовать контракт, значения для включения в РНП не имеет. Той же позиции придерживается Верховный суд: окончание срока действия контракта не значит, что поставщика нельзя включить в РНП (п. 1 Письма).
Учредитель, участник или акционер не был в составе компании поставщика на момент нарушения контракта
ФАС напомнила: КС РФ признал незаконным включение в РНП учредителя, участника или акционера, если они не были в составе общества на момент нарушения контракта или уклонения от его исполнения (п. 2 Письма).
Заказчик нарушил процедуру уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта
По Закону N 44-ФЗ заказчик должен уведомить поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта следующим образом:
- разместив в ЕИС решение об одностороннем отказе;
- направив решение по почте заказным письмом;
- иным способом, который обеспечивает фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику.
ФАС напомнила о позиции Верховного суда: для расторжения договора достаточно доставки сообщения поставщику любым способом. В ЕИС информацию размещают для открытости и прозрачности закупок (п. 3 Письма).
Минпромторг: запрет допуска иностранных товаров к госзакупкам распространяется и на едпоставщиков
Письмо Минпромторга России от 24.07.2020 N ПГ-12-9638 «О реализации Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616»
Минпромторг дал очередные разъяснения о том, как применять запрет допуска иностранных товаров к госзакупкам по перечню из Постановления N 616. На этот раз ведомство напомнило, к каким способам закупки применим запрет допуска и что понимать под совокупностью товаров при определении исключений.
К каким способам закупки применим запрет допуска
Ведомство сообщило: запрет допуска иностранных товаров, приведенных в перечне из Постановления N 616, распространяется на все способы закупок, в том числе на закупку у единственного поставщика. В последнем случае выписку из реестра российской промышленной продукции (реестра евразийской промышленной продукции) с указанием номеров реестровых записей поставщик предоставляет на этапе исполнения контракта.
Что понимать под совокупностью товаров, чтобы определить исключения из запретов допуска
Подпункт «б» п. 3 Постановления N 616 устанавливает одно из оснований для неприменения запрета на допуск иностранных товаров к закупкам. Исключение сработает, если соблюдено одно из следующих условий:
- в закупку входит одна единица товара, стоимость которой не превышает 100 тыс. рублей;
- в закупку входит совокупность таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 – 7, 124 и 125 перечня).
Ведомство разъяснило: под совокупностью товаров в данном случае следует понимать те товары, которые соответствуют одному коду по ОКПД2. Иными словами, при закупке совокупности товаров запрет не нужно применять, если одновременно соблюдены следующие условия:
- товары относятся к одному коду по ОКПД2;
- НМЦК составляет менее 1 млн руб.;
- стоимость единицы каждого товара не превышает 100 тыс. рублей.
Если же предмет контракта составляют товары из перечня, которые относятся к разным кодам по ОКПД2, возможность не применять запрет по названному основанию устанавливается для каждого товара отдельно.
Напомним, что Минпромторг ранее уже давал аналогичное разъяснение по этому вопросу, а также рассказывал, как применять механизм «третий лишний» в случае ограничений на закупку иностранных товаров.
Изменили перечень товаров для согласования с комиссией по импортозамещению по Закону N 223-ФЗ
Распоряжение Правительства РФ от 23.09.2020 N 2446-р
Правительство дополнило перечень товаров, которые нельзя закупать без согласования с комиссией по импортозамещению. Новая редакция документа действует с 23 сентября.
Список дополнили коммуникационной аппаратурой с кодом 26.30.11 по ОКПД2. Согласование потребуется при НМЦД свыше 1 млн 500 тыс. руб. Согласовывать нужно также эксплуатационные характеристики оборудования при закупке для сетей связи 5G/IMT-2020.
Новшества коснутся заказчиков, которые указаны в ч. 1 ст. 3.1-1 Закона N 223-ФЗ. К ним относятся, например, госкомпании, хозобщества, в уставном капитале которых доля участия РФ превышает 50%.
Напомним, таких заказчиков могут обязать согласовывать также закупки ПО.
Заявку участника закупки по Закону N 223-ФЗ отклонили за то, что в ней был «битый» файл
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22.09.2020 N Ф05-13814/2020 по делу N А40-299285/2019
В заявке участника был поврежденный файл. Контролеры посчитали это неправомерным и предписали заказчику с оператором устранить нарушения. Суд первой инстанции поддержал антимонопольный орган.
Апелляция и кассация с ним не согласилась. О поврежденном файле участник сообщил в техподдержку оператора электронной площадки. Там ему ответили, что в период приема заявок сбоев не было. Файл поврежден изначально. На это могли повлиять системные ошибки на компьютере участника.
Суды указали, что участник:
- сам обеспечивает техусловия для участия в закупках;
- не доказал, что его рабочее место отвечает минимальным системным требованиям оператора;
- прикрепил «битый» файл.
Участник пояснил, что заказчик знал о неисправном файле, но не направил запрос о разъяснении заявки. Суд указал: это право, а не обязанность заказчика. Заявку тот отклонил правомерно. Вины оператора также нет.
Как ошибались заказчики по Закону N 223-ФЗ: сентябрьский обзор ФАС судебной практики
Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (сентябрь 2020 года)» (Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
Антимонопольный орган обратил внимание, что заказчики часто ограничивали конкуренцию, а также неверно оформляли итоговые протоколы. Подробнее об этом читайте в нашем обзоре.
Требовали лишнего
Информацию о прочности товара
В одном случае участника не допустили к закупке, поскольку тот представил сертификат соответствия товара, но не указал информацию о его прочности. Контрольный орган отметил, что по условиям закупки эти данные и не требовались. Отклонять заявку было нельзя.
Суд уточнил: сертификат на товар подтверждает его соответствие. Проводить матрасчеты при подаче заявки, в том числе в отношении прочности, участники не должны.
Кроме того, спорные характеристики могут указать лишь те участники, у которых есть товар на момент подачи заявки. По аналогии с Законом N 44-ФЗ это неправомерно.
Квалифицированный персонал
Заказчик требовал, чтобы у участников был квалифицированный персонал на момент подачи заявки. Он ссылался на специфику предмета закупки.
Контрольный орган посчитал, что такое условие ограничивает конкуренцию. Требование обременяет участника. Отсутствие сотрудников на момент участия в закупке не влияет на надлежащее исполнение договора. Победитель может привлечь такие ресурсы позже.
Суд поддержал контролеров: заказчик может конкретизировать требования законодательства. Любое отступление от них должно быть обосновано. В данном случае пояснений было недостаточно.
Опыт
Заказчик требовал от участников опыта. Такое право он закрепил в положении о закупке. Контролеры посчитали это ограничением конкуренции.
Суд занял аналогичную позицию: если требование к опыту законодательно не определено, то у заказчика нет оснований предъявлять его в закупке.
Не указали детальные сведения в итоговом протоколе
Участник закупки пожаловался, что ему начислили баллов меньше положенного.
Заказчик пояснил в своих возражениях, что действовал в рамках документации. Там же он обосновал причины для такой оценки. Однако не отразил эту информацию в итоговом протоколе.
Контрольный орган отметил, что информация в протоколе указывается детально, а именно:
- каким положениям документации и в какой части заявка не отвечает требованиям;
- по каким критериям начислялись баллы (если есть балльная система оценок);
- какими мотивами заказчик руководствовался при выборе победителя.
К такому же выводу пришел суд и по другому делу из обзора ФАС. В данном случае заказчик нарушил принцип информационной открытости и ограничил конкуренцию.
Суд поддержал антимонопольный орган. Также он отметил: сведения в протоколе должны быть детальными независимо от способа закупки.
На какую интересную практику по Закону N 44-ФЗ обратила внимание ФАС в сентябрьских обзорах
«Обзор судебной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (сентябрь 2020 года)» (Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)
«Обзор административной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (сентябрь 2020 года)» (Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)
Обзор: «На какую интересную практику по Закону N 44-ФЗ обратила внимание ФАС в сентябрьских обзорах» (КонсультантПлюс, 2020)
Заказчики неправомерно отклоняли заявки участников закупок с доптребованиями, определяли «нереальные» сроки по контракту, требовали лишнего, устанавливали неоднозначную инструкцию по заполнению заявки, а также не учитывали типовые условия контракта.
Отклонили заявку за то, что подтверждающие опыт документы как следует не оформлены
Заявку участника строительной закупки с доптребованиями отклонили: некоторые копии актов выполненных работ были без печати и подписи. Кроме того, эти документы представлены не полностью. Заказчик посчитал, что участник свой опыт не подтвердил. Контролеры с этим не согласились.
Суды указали: в Постановлении N 99 нет требований к комплектности и к оформлению подтверждающих документов. Такие документы нельзя оценивать по отдельности, а только в совокупности.
Участник закупки представил акты по формам КС-2 и КС-3. Также в заявке был итоговый акт по форме КС-11. В нем подтверждается необходимая стоимость исполненного контракта.
Отметим, ранее Минфин уточнял: необязательно представлять акты по формам КС-2 и (или) КС-3. Можно самим разработать формы документов. Главное, чтобы в них были обязательные реквизиты.
О том, на какие моменты обратить внимание при рассмотрении подтверждающих документов, читайте в нашем обзоре.
Не учли время на устранение нарушений
В проекте контракта предусмотрено, что работы должны быть выполнены до 31 декабря 2019 года.
Контрольный орган выявил нарушения и обязал их устранить до 10 января 2020 года. Это значит, что нельзя исполнить контракт до конца года.
В закупочных документах установлены сроки без учета времени для исправления ошибок.
Суды поддержали антимонопольный орган.
О том, установление каких еще сроков исполнения госконтракта могут признать нарушением, читайте в нашем обзоре.
Потребовали указать неизвестные заранее данные
Заказчик потребовал привести в заявке среди прочего химический и компонентный состав товаров. Также он запросил сведения, которые можно получить только по результатам испытаний.
Контролеры признали это неправомерным. Такие требования ограничивают конкуренцию. Предоставить эти данные могут лишь те участники, у которых есть товар. Закон N 44-ФЗ не обязывает иметь продукцию на момент подачи заявки.
Суды поддержали антимонопольный орган.
Отметим, что на практике контролеры и суды не ограничиваются формальным подходом к этой проблеме. Решения принимаются с учетом всех факторов в каждом конкретном случае.
Так, при схожих обстоятельствах заказчик сумел обосновать, для чего ему нужна столь детальная информация. УФАС посчитало, что ограничения конкуренции не было.
Ранее, в другом деле, ВС РФ признавал, что спорные характеристики пригодятся заказчику в будущем.
Установили неоднозначную инструкцию по заполнению заявки
В документации установлено требование к товару: «толщина стали от 3,5 мм». Значение приведено без пробела после запятой. По правилам русского языка это читается как «3 целых 5 десятых».
Заказчик пояснил, что имелись в виду два отдельных значения.
В инструкции по заполнению заявки сказано: «значения дробной десятичной части чисел отделяются от целой части с использованием точки». Антимонопольный орган выяснил: требования к другим товарам приведены через запятую, но после нее стоит пробел. Это значит, что требования установлены одновременно к двум значениям показателя.
Контролеры посчитали, что инструкция составлена неоднозначно. А значит, нет оснований, чтобы не допускать участников к закупке.
Не учли типовые условия контракта
Если заказчик в закупке требует привлечь субподрядчиков из числа СМП и СОНКО, то нужно использовать типовые условия контракта.
Контрольный орган может наказать, даже если не учтено хотя бы одно такое условие.
Ранее ФАС отмечала, что типовые условия не применяются, если в закупке победил СМП или СОНКО. Привлекать субподрядчиков из их числа в этом случае тоже не надо. Также рекомендовано включать в проект контракта соответствующую оговорку.
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus