Обновление Инструкции N 157н: к чему готовиться учреждениям
Приказ Минфина России от 14.09.2020 N 198н «О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»
Минфин направил на регистрацию приказ с изменениями в Единый план счетов и Инструкцию N 157н. Некоторые поправки нужно начать применять не позднее составления отчетности на 1 января 2021 года. Подробный разбор новшеств читайте в нашем обзоре.
Какие новшества надо учесть начиная с отчетности на 1 января 2021 года
Изменения в счетах и их назначении
Собственные аналитические коды синтетических счетов и забалансовые счета можно вводить в рабочий план счетов только с учетом требований органа, которому сдаете отчетность (субъекта консолидации). В приказе об изменении инструкции не указано, как поступить с уже установленными дополнительными счетами. Полагаем, что требования должны выполняться в отношении любых счетов, которые отражаются в отчетности после вступления поправок в силу. Поэтому рекомендуем согласовать все введенные вами счета до подачи годовой отчетности за 2020 год.
При завершении года по счетам с остатками не нужно обнулять коды КОСГУ по подстатьям статей 560, 660, 730 и 830.
Доходы будущих периодов надо разделять по датам признания в учете. Суммы, которые отразите в финансовом результате текущего года, учитывают по счету 401 41. Остальные суммы отражают по счету 401 49 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные годы».
На забалансовом счете 27 также учитывают основные средства в личном использовании сотрудников. Это имущество, которое они используют, в том числе за пределами учреждения и вне рабочего времени. Сейчас в инструкциях не упоминается о забалансовом учете таких объектов, поэтому вопрос является спорным.
По счету 105 01 учитывают не только медикаменты и перевязочные средства, но и другие медицинские изделия, которые учреждение использует в медицинских целях. Таким образом, назначение счета будет соответствовать коду 341 КОСГУ.
Новшества в аналитическом учете
Скорректируют требования к аналитическому учета для многих балансовых счетов. Рассмотрим некоторые поправки.
Если после разукомплектования инвентарной группы к учету вновь принимается объект ОС, то ему нужно присвоить новый инвентарный номер. Инвентарный номер комплекса объектов и внутренние инвентарные номера по объектам в составе группы в дальнейшем не используют.
Показатели по счету 205 00 в регистрах аналитического учета надо разделять не только по контрагентам, но и по правовым основаниям возникновения доходов (например, по договорам). Учет можно вести по группам контрагентов, но лишь при условии, что вы ведете персонифицированный учет вне балансовых счетов (управленческий учет). При этом на каждую отчетную дату надо сверять данные между бухгалтерским и управленческим учетом.
По счету 302 00 расчеты по закупкам товаров, работ услуг надо отражать в разрезе правовых оснований (договоров). Расчеты по оплате труда по-прежнему можно учитывать по группе контрагентов, при условии персонифицированного учета вне балансовых счетов и сверки данных на каждую отчетную дату.
Уточнят порядок аналитического учета и для некоторых забалансовых счетов. Например, укажут, что по забалансовому счету 20 кредиторскую задолженность надо учитывать в разрезе кодов классификации доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов, а также контрагентов и КФО.
Технические поправки к инструкции
Некоторые поправки предусматривают порядок учета, который учреждения и органы уже могли применять на практике.
Например, по счету 103 00 установят обязанность учитывать непроизведенные активы в разрезе ответственных лиц, местонахождений и идентификационных номеров (кадастровых, реестровых, учетных). Учреждения и органы могли уже отразить эти данные в инвентарной карточке.
По счету 105 05 укажут, что к спецодежде надо относить только такие запасы, которые функционально ориентированы на охрану труда, технику безопасности, гражданскую оборону и защиту от ЧС.
Предусмотрят возможность отражать БСО по счету 105 06. Исключение сделают для бланков, которые выданы со склада для оформления сотрудникам или которые поступили последним, минуя склад. Такие бланки учитывают на забалансовом счете 03. Минфин уже требовал применять этот подход в учете.
Аналогичные требования Минфин предъявлял к забалансовому учету подарков. Эти требования также закрепят в инструкции по забалансовому счету 07.
Предусмотрят поправки и в отношении операций, которые совершает малое число организаций бюджетной сферы. К примеру, введут необходимые счета для учета концессии или операций по долгосрочным договорам стройподряда.
Порядок перехода на новые правила
В приказе об изменении инструкции указано только то, что применять новые правила нужно при формировании отчетности за 2020 год. Полагаем, что отразить проводки в учете надо в один день с заключительными операциями.
Учреждениям и органам предоставят право внедрить новшества в аналитическом учете в течение 2020 года. Такое решение им надо закрепить в учетной политике.
Какие поправки учитывать с 2021 года
В основном новшества связаны со вступлением в силу новых стандартов.
Например, для учета по стандарту «Нематериальные активы» по счетам 102 00, 104 00, 106 00, 114 00 введут единые аналитические коды видов синтетических счетов:
- N — научные исследования (научно-исследовательские разработки).
- R — опытно-конструкторские и технологические разработки.
- I — программное обеспечение и базы данных.
- D — иные объекты интеллектуальной собственности.
Предусматривать по согласованию с учредителем свои аналитические коды можно только для объектов из группы D.
Для учета нематериальных активов, которые учреждение использует по лицензионному договору, введут счета 111 60, 106 60 и 104 60. На забалансовом счете 01 такие активы больше отражаться не будут.
По счету 114 60 надо учитывать обесценение прав пользования нематериальными активами. Сейчас по нему отражается обесценение непроизведенных активов, но для этих целей предусмотрят счет 114 70.
Появятся и другие счета, например для исправления ошибок прошлых лет, выявленных органами контроля:
- 304 66 «Иные расчеты года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям»;
- 304 76 «Иные расчеты прошлых лет, выявленные по контрольным мероприятиям»;
- 401 16 «Доходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям»;
- 401 17 «Доходы прошлых финансовых лет, выявленные по контрольным мероприятиям»;
- 401 26 «Расходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям»;
- 401 27 «Расходы прошлых финансовых лет, выявленные по контрольным мероприятиям».
Счета 304 84 и 304 94 для исправления ошибок прошлых лет по внутриведомственным расчетам исключат.
Особенности составления отчетности учреждений за 9 месяцев
Письмо Минфина России N 02-06-07/85969, Казначейства России N 07-04-05/02-19797 от 30.09.2020 «Об особенностях составления и представления в 2020 году квартальной бюджетной отчетности, консолидированной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений на 01.10.2020 главными администраторами средств федерального бюджета»
Письмо Минфина России N 02-06-07/85972, Казначейства России N 07-04-05/02-19799 от 30.09.2020 «О составлении и представлении квартальной бюджетной отчетности, квартальной консолидированной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений на 01.10.2020 финансовыми органами субъектов Российской Федерации и органами управления государственных внебюджетных фондов»
Ведомства регулярно направляют учреждениям и органам указания по составлению квартальной отчетности. В этот раз такие указания не многим отличаются от тех, что доводились для формирования отчетности прошлых лет.
Для бюджетных и автономных учреждений состав квартальной отчетности на 1 октября стандартный. Казенные учреждения представляют отчетность за 9 месяцев также в обычном составе.
В сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169, ф. 0503769) разрешили приводить показатели расчетов по номерам счетов без КОСГУ (увеличение прочей дебиторской и кредиторской задолженности). Такое же упрощение в этом году предусматривали для полугодовых форм.
Бюджетным и автономным учреждениям напомнили, как отражать в отчетности номера счетов по целевым средствам на нацпроекты. В 5 – 14 разрядах номера счета нужно указать код целевой статьи расходов бюджета.
Обновлены контрольные соотношения для отчетности организаций бюджетной сферы
«Контрольные соотношения к показателям бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, представляемой в Федеральное казначейство главными распорядителями средств федерального бюджета, финансовыми органами субъектов Российской Федерации и органами управления государственными внебюджетными фондами (Версия на 25.09.2020)»
«Контрольные соотношения к показателям бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета, представляемой в Федеральное казначейство (Версия на 25.09.2020)»
Ведомство разместило на своем сайте контрольные соотношения к показателям отчетности, которую подают в Казначейство. Эти соотношения скорректированы по состоянию на 25 сентября 2020 года.
Для отчетности бюджетных и автономных учреждений предусмотрели такие изменения:
- ф. 0503779 — ограничили возможность указывать номер банковского счета в виде нулей. Исключение — строка по счету 201 23;
- ф. 0503769 — по счету 401 60 для отражения показателей нацпроектов установили формат указания КБК «YYYY 000XXXXXXX XXX»;
- ф. 0503738-НП — уточнили соотношение между обязательствами и плановыми назначениями. Пояснения необходимы, если плановые назначения меньше суммы принятых и принимаемых обязательств (без учета строк 840, 850, 860);
- ф. 0503725 — ввели контроль показателей по разрядам 1–17, 24–26 номера счета. Нулевое значение не могут иметь раздел, подраздел, коды аналитических групп подвидов доходов бюджета, КВР и КОСГУ.
Для отчетности федеральных казенных учреждений установили следующие соотношения.
В отчете об исполнении бюджета (ф. 0503127) недопустимы показатели с КВР 406, 407, 634 и 814. Также ограничили возможность заполнения в месячном отчете гр. 6 разд. 2.
В сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) при отражении льготной аренды по счету 401 40 возможен только КБК 2 07 10010 01 ХХХХ 180. Кроме того, кредиторскую задолженность по счетам 1 205 53 и 1 205 55 в гр. 2, 9 надо пояснить. На начало и конец года по счету 1 209 34 допустимы остатки только с КДБ 1 13 02ХХХ ХХ ХХХХ 130. По счету 401 60 код ЦСР может иметь нулевое значение.
ПРОЕКТ: На 2021 год хотят приостановить индексацию окладов федеральных госслужащих
Проект Федерального закона N 1027754-7
По Закону о госслужбе оклады денежного содержания федеральных госслужащих ежегодно индексируют с учетом уровня инфляции. Правительство внесло в Госдуму законопроект, который приостановит действие этой нормы с 1 января 2021 года до 1 января 2022 года. Таким образом, в следующем году индексировать оклады не планируют.
Напомним, в этом году с 1 октября оклады федеральных служащих увеличили на 3%.
Наши фирменные материалы
Пресса
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus