Пандемия: Правила организации работы Высшей аттестационной комиссии в удаленном интерактивном режим
Приказ Минобрнауки России от 26.10.2020 N 1328
Проведение заседания Комиссии в удаленном интерактивном режиме предполагает применение информационных и телекоммуникационных технологий, программных и технических средств, обеспечивающих опосредованное (дистанционное) участие в этом заседании находящихся вне места его проведения членов Комиссии и иных лиц, которые могут присутствовать на заседании.
При проведении заседания Комиссии должны обеспечиваться визуальная идентификация участников заседания Комиссии, аудио- и видеофиксация заседания Комиссии, взаимодействие участников заседания Комиссии посредством аудио- и видеосвязи.
Перед началом заседания Комиссии проводится электронная регистрация и идентификация участников заседания.
Участники заседания обязаны соблюдать ограничения, установленные законодательством Российской Федерации при работе с информацией ограниченного доступа, в том числе с персональными данными.
Утвержден план мероприятий по реализации в 2021 — 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации
Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 N 2945-Р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021 — 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
В перечне включенных в план мероприятий:
- приведение актов федеральных органов исполнительной власти в соответствие с Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
- создание и распространение позитивного контента для детей и молодежи, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
- развитие механизмов межведомственного взаимодействия по реализации направлений системы воспитания, в том числе проведение мероприятий для детей и молодежи, направленных на гражданское, патриотическое, нравственное, интеллектуальное, физическое, трудовое, экологическое, семейное, социальное воспитание и развитие творческих способностей;
- обновление содержания и технологий социально-педагогической, художественной, естественнонаучной, технической, туристско-краеведческой и физкультурно-спортивной направленности дополнительного образования детей.
Расширен перечень сведений, вносимых в федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении»
Постановление Правительства РФ от 31.10.2020 N 1776
В частности, включены следующие сведения:
- гражданство лица, получившего документ об образовании (код страны по Общероссийскому классификатору стран мира (ОКСМ);
- основной государственный регистрационный номер организации, выдавшей документ об образовании;
- уровень общего или профессионального образования лица, получившего документ об образовании;
- форма получения образования на момент прекращения образовательных отношений (в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, или вне таких организаций);
- форма обучения лица, получившего документ об образовании, на момент прекращения образовательных отношений (очная, очно-заочная или заочная) в случае получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Скорректированы сроки внесения в ФИС ФРДО сведений о документах об образовании.
С 1 января 2021 года вводится в действие актуализированный порядок приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования
Приказ Минпросвещения России от 02.09.2020 N 457
Порядок регламентирует прием поступающих на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям, специальностям среднего профессионального образования в образовательные организации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, по договорам об оказании платных образовательных услуг, а также определяет особенности проведения вступительных испытаний для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Действие Порядка не распространяется на образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам, реализуемым в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.
Признается утратившим силу приказ Минобрнауки России от 15 января 2009 г. N 4, которым утвержден аналогичный порядок, с внесенными в него изменениями.
Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 1 января 2027 года.
Актуализирован перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Рособрнадзором мероприятий по федеральному государственному контролю качества образования
Приказ Рособрнадзора от 08.10.2020 N 1013
В перечень включены нормативные правовые акты и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, в том числе федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.
Аналогичный Перечень, утвержденный Приказом Рособрнадзора от 27.07.2017 N 1283, признан утратившим силу.
С 1 января 2021 года вступает в силу новый Порядок разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности
Приказ Минобрнауки России от 19.10.2020 N 1316
Порядок является обязательным для организаций дополнительного профессионального образования, образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, организаций, осуществляющих обучение (научные организации или иные юридические лица), при разработке дополнительной профессиональной программы.
Дополнительные профессиональные программы разрабатываются образовательной организацией по заказу органа государственной власти, организации, инициировавших разработку дополнительной профессиональной программы, или в инициативном порядке.
Приказ действует до 1 января 2027 года. Аналогичный Приказ Минобрнауки России от 05.12.2013 N 1310 утрачивает силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 16.07.2020 N 1050.
Определено минимальное количество баллов ЕГЭ по общеобразовательным предметам при поступлении на обучение в вузы, находящиеся в ведении Минздрава России
Приказ Минздрава России от 20.10.2020 N 1132
Приводятся перечни образовательных организаций, соответствующие им наименования специальности (направления подготовки), наименования соответствующих общеобразовательных предметов и минимальное количество баллов по ним.
Разъяснения по введению вступительных испытаний при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета
Письмо Минобрнауки России от 22.09.2020 N МН-5/19001 «О направлении информации»
Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный приказом Минобрнауки России от 21 августа 2020 г. N 1076 (далее — Порядок приема), содержит существенное нововведение, касающееся установления перечня вступительных испытаний при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета.
Согласно подпункту 1 пункта 15 Порядка приема образовательная организация высшего образования при приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета устанавливает вступительные испытания по общеобразовательным предметам, по которым проводится ЕГЭ, для лиц, поступающих на обучение на базе среднего общего образования, в соответствии с приказом Минобрнауки России от 30 августа 2019 г. N 666 «Об утверждении перечня вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата и программам специалитета» (далее — Перечень испытаний).
Организация устанавливает, в том числе, одно или два вступительных испытания. Важным нововведением Порядка приема является, что по каждому вступительному испытанию организация вправе установить один или несколько предметов. В случае если по вступительному испытанию установлены предметы по выбору, поступающие выбирают один предмет из числа установленных.
Например, при приеме по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика организация вправе установить вступительные испытания по двум предметам по выбору: информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) и физике.
Согласно Перечню испытаний (графа 2) организация устанавливает одно или два вступительных испытания, выбираемых ею в соответствии с пунктами, указанными в данной графе и обозначенными цифрами. Эта норма не соответствует подпункту 1 пункта 15 Порядка приема в части установления одного или нескольких предметов по одному вступительному испытанию.
Поскольку Порядок приема является нормативным правовым актом, утвержденным Минобрнауки России позднее, чем Перечень испытаний, то данное противоречие разрешается в пользу нормы, установленной подпунктом 1 пункта 15 Порядка приема, а норма, установленная в графе 2 Перечня испытаний, не подлежит применению.
Рассмотрен вопрос о правовом регулировании зачета результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ
Письмо Минобрнауки России от 21.10.2020 N МН-5/20382 «О направлении разъяснений»
Сообщается, в частности, что Порядок зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, утвержден Приказом Минобрнауки и Минпросвещения России от 30.07.2020 N 845/369.
Порядком установлены процедура проведения зачета, лица, имеющие право обращаться с заявлением о проведении зачета, документы, которыми подтверждаются результаты пройденного обучения, основания осуществления зачета, возможность оценивания результатов пройденного обучения, последствия проведения зачета.
Порядок не регулирует процедуру зачета в рамках реализации образовательных программ с использованием сетевой формы обучения. Порядок применяется при зачете результатов уже освоенной обучающимся ранее образовательной программе (ее части).
Кроме того, приведены ответы на вопросы, поступившие в рамках вебинара, посвященного вопросам правового регулирования осуществления зачета результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ, состоявшегося 16 сентября 2020 г. Даны ответы на следующие вопросы, в том числе:
- сохраняется ли требование для зачета дисциплин о том, что предыдущий документ об образовании не должен быть старше 5 лет?
- может ли зачет результатов в своей организации осуществляться по зачетной книжке или учебной карточке?
- можно ли перезачитывать дисциплины, освоенные в СПО при обучении по программе бакалавриата?
Минобрнауки России даны ответы по вопросам правового регулирования практической подготовки обучающихся
Письмо Минобрнауки России от 30.10.2020 N МН-5/20730 «О направлении вопросов-ответов»
Сообщается, в числе прочего:
- может ли проводиться практическая подготовка у индивидуальных предпринимателей;
- обязательно ли создание структурного подразделения по практической подготовке в образовательной организации;
- должна ли быть практическая подготовка по всем дисциплинам;
- можно убрать из договора о практической подготовке требование к руководителю от профильной организации в части соответствия его требованиям к работникам, осуществляющим педагогическую деятельность (справка об отсутствии судимости и медицинское обследование);
- может ли образовательная организация направить обучающегося на практическую подготовку в другие населенные пункты без получения письменного согласия студента.
Разъяснены особенности реализации договора о сетевой форме образования
Письмо Минобрнауки России от 21.10.2020 N МН-5/20371 «О направлении информации»
Сообщается, в частности, что отношения, возникающие в связи с реализацией сетевой формы между организациями, регулируются договором о сетевой форме, предметом которого является совместное выполнение несколькими организациями сформированного образовательной организации, в которую поступил обучающийся, государственного задания на реализацию образовательных программ.
В этой связи к заключению договоров о сетевой форме применяются положения законодательства РФ, регламентирующие организацию оказания государственных (муниципальных) услуг, и позволяющие рассматривать соисполнителей, обеспечивающих реализацию образовательных программ в сетевой форме, в рамках распределенных контрольных цифр приема.
Учитывая изложенное, правоотношения по реализации сетевой формы и заключение договоров о сетевой форме не являются предметом регулирования Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
К договорам о сетевой форме не могут применяться нормы Федерального закона N 44-ФЗ, поскольку концепция указанного Федерального закона определяет равный доступ организаций к бюджетным средствам, направляемым на финансовое обеспечение закупок для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, то есть закупок, объекты которых непосредственно используются при выполнении функций и полномочий органов власти.
Целями регулирования Федерального закона N 223-ФЗ являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Федерального закона N 223-ФЗ (далее — заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В отличие от приведенных норм Федерального закона N 44-ФЗ и Федерального закона N 223-ФЗ потребителем результата по договору о сетевой форме является обучающийся, а не образовательная организация, реализующая образовательную программу.
Вместе с тем Минобрнауки России информирует, что подготовлен проект постановления Правительства РФ, в рамках которого предусмотрено проведение в 2020 — 2024 годах эксперимента, в том числе по организации оказания услуг по реализации программ высшего образования с использованием сетевой формы в соответствии с социальным сертификатом, предусмотренным проектом федерального закона N 519530-7 «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере».
Под социальным сертификатом понимается именной документ, удостоверяющий право потребителя услуг (либо его законного представителя) выбрать исполнителя (исполнителей) услуг для получения государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере в определенном объеме и на определенных условиях, а также в установленных нормативными правовыми актами случаях определенного качества, и право исполнителя (исполнителей) услуг получить из соответствующего бюджета бюджетной системы средства на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с оказанием соответствующей государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере.
Использование социального сертификата при организации оказания услуг по реализации программ высшего образования с использованием сетевой формы позволит обучающемуся самостоятельно выбрать для освоения части образовательной программы любую организацию, заключившую договор о сетевой форме, что в полной мере отвечает, как интересам гражданина, так и принципам государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования.
До издания соответствующих нормативных правовых актов в случае, если образовательные организации, реализующие сетевые формы, использовали Федеральный закон N 44-ФЗ, организация оказания услуг по реализации образовательных программ с использованием сетевой формы возможна в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ, согласно которому закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в том числе в случае осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.
С 1 января 2021 года вступает в силу новый порядок организации и осуществления целевого обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования
Постановление Правительства РФ от 13.10.2020 N 1681 «О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования»
Утверждены Положение о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, Правила установления квоты приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также типовая форма договора о целевом обучении по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования.
В частности, предусмотрено, что в случае если заказчиком целевого обучения является организация, осуществляющая образовательную деятельность, в которой обучался гражданин, принятый на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в пределах квоты, установленной Правительством РФ, при нарушении ею обязательства по трудоустройству такого гражданина расходы федерального бюджета, осуществленные на его обучение, подлежат возмещению указанной организацией в доход федерального бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством.
Аналогичное Постановление Правительства РФ от 21.03.2019 N 302 утрачивает силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 16.07.2020 N 1050.
Настоящее Постановление действует до 1 января 2027 г.
С 1 января 2021 г. вводятся показатели, характеризующие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам
Приказ Минобрнауки России от 03.09.2020 N 1156
Такими критериями являются:
- открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
- комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- доступность услуг для инвалидов;
- доброжелательность, вежливость работников;
- удовлетворенность условиями ведения образовательной деятельности.
Для каждого критерия приведены соответствующие показатели.
Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
Разъяснены вопросы применения нового порядка приема на обучение по программам бакалавриата, специалитета
Письмо Минобрнауки России от 22.10.2020 N МН-5/20422 «О приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета»
В связи с утверждением нового Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (Приказ Минобрнауки России от 21.08.2020 N 1076) рассмотрены вопросы:
- организации и проведения вступительных испытаний, проводимых организацией самостоятельно;
- организации и проведения дополнительных вступительных испытаний творческой и (или) профессиональной направленности;
- формирования общеобразовательных предметов по выбору и минимального количества баллов.
С 1 января 2021 года вводятся в действие обязательные для музеев и организаций Единые правила организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций
Приказ Минкультуры России от 23.07.2020 N 827
Единые правила определяют порядок организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций для музеев, иных организаций, физических лиц, в собственности, во владении или в пользовании которых находятся музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации и иные фонды, а также определяют:
- перечень фондов, в которые входят музейные предметы, иные предметы и документы, образующие собрание музея;
- порядок обеспечения учета музейных предметов, ведения и сохранности учетной документации, связанной с музейными предметами, включая порядок первичной регистрации музейных предметов в книге поступлений основного фонда музея, ее форму, состав и порядок внесения в нее сведений;
- порядок обеспечения физической сохранности музейных предметов и музейных коллекций, проведения реставрационных работ;
- порядок обеспечения безопасности музейных предметов, включающий наличие присвоенных им учетных обозначений и охранной маркировки музейных предметов.
На основе Единых правил музеи и организации утверждают внутримузейные правила комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов, отражающие специфику организации учетно-хранительской и научно-фондовой работы в музее и организации.
В приложениях приведены, в числе прочего:
- рекомендуемая классификация предметов искусства в зависимости от их чувствительности к относительной влажности воздуха;
- рекомендации по учету, хранению и классификации предметов медиаискусства, относящихся к экспериментальному фонду музея;
- рекомендуемые и допустимые параметры микроклимата в музейных комплексах для смешанных коллекций с преобладанием органических материалов;
- рекомендуемые уровни освещения для светочувствительных материалов с учетом времени экспонирования;
- рекомендации по функционалу цифрового репозитория.
Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года.
Пресса
Вопрос — Ответ
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus