Ужесточили ответственность за нарушение правил пожарной безопасности
Федеральный закон от 09.03.2021 N 36-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
Установили административную ответственность за повторное нарушение требований пожарной безопасности на объектах чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска. Поправки вступят в силу 20 марта.
Штраф для должностных лиц составит от 15 тыс. до 20 тыс. руб. ИП заплатят от 30 тыс. до 40 тыс. руб., а компании — от 200 тыс. до 400 тыс. руб. Вместо штрафа деятельность юрлиц и ИП смогут приостановить на срок до 30 суток.
Повторное нарушение может выражаться в том, что не работали или были сломаны:
- источники противопожарного водоснабжения;
- электроустановки, электрооборудование;
- автоматические или автономные установки пожаротушения;
- системы пожарной сигнализации или противодымной защиты;
- средства оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Также накажут, если требованиям не отвечали эвакуационные пути и выходы.
Изменили и ответственность за нарушение требований, которое привело к пожару и уничтожению или повреждению чужого имущества либо причинению легкого или среднего вреда здоровью. ИП оштрафуют на сумму от 50 тыс. до 60 тыс. руб. или приостановят их деятельность на срок до 30 суток. Сейчас их только штрафуют как должностных лиц. Для компаний штраф (от 350 тыс. до 400 тыс. руб.) не изменится, но вместо него смогут приостановить бизнес на тот же срок.
Дополнительно:
О стоимости вещей: изменения в ГК РФ
Федеральный закон от 09.03.2021 N 33-ФЗ «О внесении изменений в статью 226 части первой и статьи 887 и 899 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации»
Предусмотрено, что:
- лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже 3000 рублей (ранее — суммы, соответствующей пятикратному МРОТ), имеет право обратить эти вещи в свою собственность;
- для договора хранения между гражданами соблюдение письменной формы требуется, если стоимость передаваемой на хранение вещи превышает 10 тысяч рублей (ранее — превышает не менее чем в десять раз установленный законом МРОТ);
- при неисполнении поклажедателем своей обязанности взять обратно вещь, переданную на хранение, если стоимость вещи по оценке превышает 50 тысяч рублей (ранее — сто МРОТ), хранитель вправе после письменного предупреждения продать ее с аукциона.
Маркировка одежды: вопрос с остатками можно решить до 1 мая
Постановление Правительства РФ от 10.03.2021 N 343 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. N 1956»
Информация с сайта «Честный знак»
До этой даты можно хранить, перевозить и маркировать прошлогодние остатки одежды, постельного и кухонного белья.
Техническая возможность маркировки появится 19 марта.
Напомним: обязательную маркировку товаров легкой промышленности ввели 1 января. На то, чтобы промаркировать остатки, изначально давали месяц, но теперь срок продлили.
Маркировка упакованной воды: до 1 июня 2021 г. продлевается срок проведения эксперимента
Постановление Правительства РФ от 01.03.2021 N 292 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. N 348»
Ранее эксперимент планировалось завершить 1 марта 2021 года.
В ходе его проведения, в числе прочего, тестируются возможности использования технологии нанесения средства идентификации, выявляется достаточность механизмов маркировки для обеспечения противодействия незаконному ввозу, производству и обороту упакованной воды, а также для повышения собираемости таможенных и налоговых платежей, разрабатываются предложения по внесению изменений в законодательство РФ, регламентирующее оборот упакованной воды.
На 2021 год продлили субсидии юрлицам и ИП из наиболее пострадавших отраслей
Постановление Правительства РФ от 04.03.2021 N 316 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 июня 2020 г. N 915»
Соответствующее изменение внесено в постановление Правительства РФ от 24.06.2020 N 915.
На основании данного постановления субсидии могут предоставляться из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных учреждений) и ИП, ведущим деятельность в наиболее пострадавших отраслях экономики (перечень отраслей утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 434).
Разъяснения Росреестра, связанные, в том числе с продлением «дачной амнистии»
Письмо Росреестра от 05.03.2021 N 14-1578-ГЕ/21 «О применении отдельных положений действующего законодательства с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 08.12.2020 N 404-ФЗ»
Даны разъяснения по следующим вопросам, в частности:
- о проверке параметров созданных (образованных) объектов капитального строительства;
- об оценке соответствия положениям пункта 39 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ построенных индивидуальных жилых домов, не имеющих помещений вспомогательного использования и представляющих собой одно помещение;
- о проверке документов об объекте недвижимости, в отношении которого Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрен «упрощенный» порядок государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
- о возведении жилого дома на земельном участке, предоставленном гражданам для садоводства, включенном в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, предусматривающие возведение садовых домов, но не предусматривающие при этом возможность строительства жилых домов на соответствующей территории.
Росреестр об уточнении местоположения границ земельного участка
Письмо Росреестра от 15.02.2021 N 14-02039/21@ «О рассмотрении обращения»
Сообщено, в частности, что в случае, если в ЕГРН содержатся сведения о координатах характерных точек границ земельного участка, определенные в системе координат, отличной от системы координат, в соответствии с которой осуществляется ведение ЕГРН (вне зависимости от периода времени, в котором установлено местоположение границ объекта недвижимости), такие границы считаются не соответствующими требованиям, установленным на основании Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», и в отношении таких земельных участков возможно выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границ.
Сведения о виде разрешенного использования образуемых земельных участков указываются в межевом плане на основании проекта межевания территории, если такой вид разрешенного использования определяется, устанавливается или изменяется проектом межевания территории.
Об обращении взыскания на денежные средства должников, являющихся ИП
Письмо Минюста России от 10.02.2021 N 04-13621/21 «О разъяснении практики применения положений законодательства РФ, затрагивающих вопросы обращения взыскания на денежные средства должников, являющихся ИП»
Согласно статье 24 ГК РФ гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.
Денежные средства, находящиеся на любом из счетов физлица, могут быть предметом исполнительного производства как по требованиям, связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности, так и по иным требованиям.
При взыскании сумм налога с физического лица, имеющего статус индивидуального предпринимателя, банку или иной кредитной организации необходимо соблюдать очередность списания денежных средств со счета, закрепленную пунктом 2 статьи 855 ГК РФ.
При кредитная организация должна осуществлять расчет суммы денежных средств, на которую может быть обращено взыскание, с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ.
ВС РФ: когда можно не возмещать стоимость неиспользованного абонемента потребителю
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2021 N 49-КГ20-27-К6, 2-7829/19
Гражданка заключила с обществом договор платных медуслуг по абонементу. Стороны согласовали срок оказания услуг, их количество. Они договорились: пропущенные заказчиком процедуры не восстанавливаются и не возмещаются. Гражданка оплатила стоимость абонемента, однако часть процедур пропустила.
После того как срок оказания услуг закончился, гражданка заявила обществу о расторжении договора. Позже потребовала в суде, в частности:
- признать недействительным условие договора о том, что нельзя восстановить пропущенные процедуры;
- взыскать с общества сумму фактически не понесенных затрат за неиспользованные услуги.
Первая инстанция в иске отказала. Гражданка обратилась к обществу за расторжением договора, когда он уже не действовал. Общество оказывало услуги качественно, но гражданка сама ими не воспользовалась.
Апелляция и кассация согласились взыскать стоимость неиспользованных процедур по следующим основаниям:
- стороны определили период оказания услуг, а не срок действия договора, поэтому не было оснований прекращать действие договора из-за фактического его исполнения;
- гражданка могла отказаться от договора после того, как возместит исполнителю расходы;
- общество не доказало, что понесло расходы на оказание услуг в те дни, когда гражданка процедуры не посещала.
ВС РФ оставил в силе решение первой инстанции. Часть процедур не оказали в срок из-за неявки потребителя, а не из-за того, что общество отказалось предоставить услугу. По истечении срока оказания услуг, указанного в договоре, обязательства сторон считаются исполненными. Договор прекращает действовать независимо от того, какой объем услуг гражданка получила.
ВС РФ: оплата юруслуг через уступку требования взыскать судебные расходы
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2021 N 307-ЭС20-11335 по делу N А56-7237/2018
Общество представляло интересы фирмы в суде по делу о неосновательном обогащении. Они договорились: фирма оплатит услуги общества после вступления в силу акта первой инстанции. Среди способов оплаты была уступка права требования взысканных с проигравшей стороны судебных расходов.
Фирма спор выиграла. По договорам цессии она передала обществу право требовать с проигравшего часть суммы неосновательного обогащения, а также судебные расходы (как оплату за юруслуги).
По основному требованию суд заменил фирму на общество в порядке правопреемства. После чего фирма хотела взыскать судебные издержки и сделать такую же замену в этой части.
Суды отказали:
- фирма не доказала расходы на оплату услуг представителя;
- право требования взыскать судебные издержки не может возникнуть раньше, чем примут судебный акт об этом. Зачет еще не возникшего права требования нельзя признать надлежащим платежом.
ВС РФ с нижестоящими инстанциями не согласился и отправил дело на новое рассмотрение:
- правопреемнику передали защищаемое в суде требование — к нему перейдет и право на возмещение судебных расходов. Последнее не связано с личностью участника процесса;
- особых правил о выплате исполнителю вознаграждения нет. Стороны договора возмездного оказания услуг могут согласовать выплату вознаграждения исполнителю в разных формах, если такие условия не противоречат основополагающим принципам права;
- не было оснований полагать, что стороны договора выбрали недопустимую форму взаиморасчетов за юруслуги и что фирма не подтвердила судебные издержки;
- уступка прав может касаться и будущего требования. На момент заключения договора уступки спор рассмотрели по существу, а значит, имелись предпосылки для удовлетворения требований победителя о взыскании судебных расходов с проигравшей стороны.
ВС РФ также отметил: стороны добровольно выбрали оплату через уступку и должны предполагать, что требование о взыскании судебных издержек могут удовлетворить не полностью.
ПРОЕКТ: Уточнят правило ЖК РФ о штрафе за необоснованное завышение коммунальных платежей
Проект Федерального закона N 1025645-7 «О внесении изменений в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 25.09.2020)
По проекту, если исполнитель незаконно увеличит плату за коммунальные услуги, он уплатит штраф в размере 50% от суммы превышения, в частности, собственнику любого жилья. Поправки прошли первое чтение.
Сейчас по ЖК РФ исполнитель уплачивает этот штраф собственнику помещения в МКД или нанимателю жилья по договору соцнайма или найма помещения государственного либо муниципального жилфонда. О собственниках жилых домов (например, коттеджей) в правиле не упомянули. Из-за этого возможно ограничение их прав, считают авторы проекта.
Напомним, штраф не грозит в любом из следующих случаев:
- в нарушении виноват собственник или наниматель;
- исполнитель исправил ошибку до того, как эти лица оплатили завышенную сумму или письменно обратились за выплатой штрафа.
ПРОЕКТ: Новые требования к продаже гражданам ценных бумаг
Проект Федерального закона N 1098730-7
До октября банки и НФО смогут продавать физлицам — неквалифицированным инвесторам только определенные ценные бумаги и производные финансовые инструменты. Речь идет, например, об акциях, которые допустили к организованным торгам (абз. 2 п. 2 ст. 9 проекта). Поправки с перечнем разрешенных финпродуктов 10 марта прошли первое чтение.
Из правила будет несколько исключений. Одно из них — гражданин в течение 2 лет до 15 декабря 2020 года сам или через посредника купил хотя бы один финпродукт не из перечня. При этом такой продукт не относится к сделкам для квалифицированных инвесторов (абз. 19 п. 2 ст. 9 проекта).
Тестировать физлиц на право заключать наиболее рискованные сделки планируют с 1 октября 2021 года (п. 1 ст. 9 проекта). Ранее установили другую дату — 1 апреля 2022 года.
Кроме того, у ЦБ РФ появится право ограничивать банки и НФО в оказании обычным гражданам финуслуг. Такую меру смогут применять, если при заключении договора клиенту дают, например, неполную информацию о документе и рисках при его исполнении. Если эти действия создадут существенную угрозу правам и интересам физлиц, Центробанк вправе среди прочего обязать исполнителей возместить клиентам все расходы (ст. 8 проекта).
Наши фирменные материалы
Книги
Пресса
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus