Казначейство назвало самые частые ошибки при госзакупках во втором полугодии 2020 года
Обзор недостатков и нарушений, выявленных Федеральным казначейством в ходе осуществления контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере в отношении главных распорядителей средств федерального бюджета, распорядителей, получателей средств федерального бюджета и органов управления государственными внебюджетными фондами во 2 полугодии 2020 года»
Казначейство выпустило обзор нарушений в финансово-бюджетной сфере за второе полугодие 2020 года. В их числе ошибки при госзакупках. Значительную их часть заказчики допустили при расчете НМЦК и исполнении контракта. Остановимся на основных ошибках.
Нарушения при расчете НМЦК
Большинство ошибок связано с применением неверной ценовой информации. Так, при расчете НМЦК не нужно использовать:
- предложения, контракты и информацию с характеристиками товара (работы, услуги) и (или) условиями доставки не такими, как в закупке;
- предложения с условиями поставки, которые не сопоставимы с планируемой закупкой (например, в части сроков исполнения обязательств или перечня работ);
- информацию о ценах товаров из контрактов с неустойками (штрафами, пенями).
Нарушения при исполнении контракта
Из числа недостатков при исполнении контракта можно выделить такие:
- безосновательно изменили условия контракта (например, установили аванс);
- не привлекли поставщика к ответственности за нарушение условий контракта (например, за просрочку поставки товара);
- неправильно рассчитали неустойку: допустили арифметическую ошибку или ошибку в подсчете количества дней просрочки.
- Кроме того, ведомство обратило внимание на нарушения при исполнении контракта:
- приняли и оплатили товары, которых нет в контракте;
- приняли и оплатили невыполненные работы;
- приняли товары, которые не соответствуют условиям контракта (например, иной остаточный срок годности, другая страна происхождения);
- нарушили срок приемки (например, в контракте он составлял 3 рабочих дня с даты поставки, но заказчик подписал документ о приемке лишь через 15 рабочих дней после поставки);
- не оформили документы о приемке или мотивированный отказ от их подписания;
- не использовали закупленный товар в заявленных целях.
ПРОЕКТ: Минстрой хочет изменить порядок расчета НМЦК и методику составления смет для строительных госзакупок
Проект Приказа Минстроя России «О внесении изменений в приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 декабря 2019 г. N 841/пр» (по состоянию на 18.06.2021) (подготовлен Минстроем России, ID проекта 01/02/06-21/00117101)
В порядке определения НМЦК ведомство среди прочего планирует уточнить правила пересчета сметной стоимости строительных работ. Так, чтобы привести ее в соответствие с уровнем цен конкретного периода строительства, используют индексы прогнозной инфляции. Их хотят рассчитывать по формуле.
Предложили также установить положения о премировании подрядчика за досрочный ввод объекта в эксплуатацию.
В методике составления сметы строительного контракта появится новый случай для ее изменения. Это будет возможно, если увеличится стоимость ценообразующих строительных ресурсов. Чтобы обосновать корректировку, нужно составить расчет. В проекте определили его рекомендуемую форму. Удорожание ресурсов необходимо подтвердить документально.
Обсуждение проекта завершится 2 июля.
Определили госзаказчиков, которые должны включать в контракты положение об электронной приемке в ЕИС
Распоряжение Правительства РФ от 18.06.2021 N 1659-р «Об утверждении перечня главных распорядителей средств федерального бюджета, которые как получатели и подведомственные им получатели предусматривают в заключаемых государственных контрактах, не содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и информация о которых подлежит включению в реестр контрактов, предусмотренный законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, для формирования и оплаты денежных обязательств при исполнении государственных контрактов положения о возможности формирования и подписания документов о приемке товара, выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельного этапа исполнения контракта в форме электронного документа в единой информационной системе в сфере закупок»
В мае ввели требование о том, что некоторые заказчики – главные распорядители федерального бюджета и подведомственные им получатели таких средств – должны предусмотреть в контрактах возможность электронной приемки в ЕИС. Это условие действует, если контракт размещается в реестре и не содержит гостайну.
Правительство определило список таких заказчиков. В него вошло 63 ведомства (в том числе МВД, Минздрав, Минстрой, Минфин, ФАС).
Перечень вступил в силу 18 июня. Однако согласно постановлению о введении названного требования его надо применять при закупках с 1 мая. Минфин разъяснил: поскольку к 1 мая перечня не было, включать в контракт новое условие нужно после утверждения этого списка.
Отметим, на сайте ЕИС сообщили, что разрабатывать и включать в проекты контрактов формы документов об электронной приемке не нужно. Они уже созданы в ЕИС с учетом отраслевой специфики.
С 1 октября увеличат порог НМЦД для закупок среди СМСП по Закону N 223-ФЗ
Постановление Правительства РФ от 19.06.2021 N 937
Для закупок среди СМСП заказчики утверждают перечень товаров (работ, услуг).
Предельная НМЦД для их обязательного приобретения у таких субъектов не должна превышать 200 млн руб., для «необязательного» — 400 млн руб. Последнюю правительство повысило до 800 млн руб. (пп. «б» п. 1 постановления).
Судебная практика по Закону N 44-ФЗ: обзор за май
В обзор вошло 9 постановлений арбитражных судов округов, которые касаются проверки сведений об участниках, нюансов при закупке лекарств, подтверждения опыта участниками «строительных» закупок и других вопросов.
Если сведения об участнике в заявке не актуальны, нужно проверить, успел бы он их обновить
Аукционная комиссия обнаружила, что документы об участнике во второй части заявки не соответствуют ЕГРЮЛ, и отклонила заявку. Антимонопольный орган и суды трех инстанций признали решение комиссии незаконным:
- изменения в ЕГРЮЛ были внесены уже во время приема заявок;
- отразить эти изменения в реестре участников закупок в ЕИС до окончания подачи заявок было невозможно.
Срок действия регистрационного удостоверения на лекарство может быть продлен автоматически
Если при закупке лекарств участник предоставил регистрационное удостоверение, срок которого истек в прошлом году, не следует спешить с отклонением заявки.
Для удостоверений на препараты для медицинского применения установлено правило: если срок документа истек в период с 15 марта по 31 декабря 2020 года, он автоматически продлевается еще на год.
При обосновании НМЦК проектно-сметным методом не всегда нужна проектная документация
Заказчик обосновал НМЦК работ по текущему ремонту проектно-сметным методом без утвержденной проектной документации. Проверяющие посчитали это нарушением. Суд округа поддержал заказчика: градостроительное законодательство не требует наличия проекта для текущего ремонта.
Договор субподряда не может подтверждать опыт участника «строительных» закупок
Окружной суд поддержал антимонопольный орган: выполнение отдельных видов работ в качестве субподрядчика не говорит о том, что у организации есть опыт капремонта всего здания.
Отсутствие всех приложений к контракту еще не говорит о том, что участник не подтвердил свой опыт
Аукционная комиссия отклонила заявку участника «строительной» закупки. Основание — в качестве подтверждения своего опыта он представил контракт без техзадания.
Суды с таким решением не согласились: из имевшихся документов (в частности, справок КС-3, актов КС-2) можно было установить стоимость, вид и объем работ.
Отметим, что даже на уровне одного и того же окружного суда может быть противоположный подход. Так, в другом деле суд округа отметил: требование конкурсной документации о том, что участники обязаны предоставлять контракты со всеми необходимыми приложениями, обоснованно. Участники, которые не исполняют это требование, несут риск.
Наличие нескольких однородных закупок малого объема однозначно не свидетельствует о дроблении
Предприниматель не смог взыскать долг за оценочные услуги. Апелляционный суд расценил заключение в течение двух лет договоров на сумму до 100 тыс. руб. как попытку обойти конкурентные процедуры.
Окружной суд поддержал исполнителя:
- не доказано, что с самого начала стороны планировали заключить несколько договоров и тем самым не проводить конкурентные процедуры;
- договоры на оценку заключали по мере возникновения у заказчика потребности реализовать имущество или сдать его в аренду;
- несмотря на схожесть по характеру (оценочная деятельность) сделки касались разных объектов (земли, автомобилей и т.д.).
Штраф за сговор при участии в закупке могут снизить наполовину
УФАС оштрафовало на 7,6 млн руб. компанию, которая договорилась с другими участниками, поддерживать цену при проведении аукциона. Суд округа, снижая штраф в 2 раза, указал на следующие смягчающие обстоятельства:
- нестабильное финансовое положение компании, что подтверждается отчетами о финансовых результатах;
- сменилось руководство и собственник;
- вырос штат компании.
Срок действия банковской гарантии нельзя сравнивать со сроком действия контракта
Срок действия контракта должен превышать не менее чем на 1 месяц срок исполнения обязательств. Указывать какой-либо иной срок для сравнения, например срок действия контракта, нельзя.
Закон N 44-ФЗ не позволяет взыскать доходы, недополученные из-за одностороннего отказа от контракта
Определение Верховного Суда РФ от 15.06.2021 N 307-ЭС21-7771 по делу N А56-16579/2020
Стороны заключили контракт на оказание услуг. Общество отказалось его исполнять, поскольку заказчик не выполнил обязательств. Суд по другому делу признал отказ законным.
Общество обратилось с иском о взыскании упущенной выгоды. По вине заказчика оно не получило прибыль, на которую рассчитывало.
Первая инстанция требования удовлетворила. Апелляция и кассация с таким решением не согласились:
- упущенная выгода рассчитана исходя из рентабельности, которая указана в смете расходов по контракту. Прибыль выплатили бы обществу после приемки услуг заказчиком. До расторжения контракта они не оказаны. Оснований для выплаты нет;
- общество не доказало, что совершало какие-либо приготовления или действия для получения дохода;
- по Закону N 44-ФЗ можно требовать возместить лишь фактически понесенный ущерб из-за одностороннего отказа от контракта. Право требовать компенсации убытков как недополученного дохода не предусмотрено;
- ответственность заказчика ограничена возмещением реального ущерба, оснований для взыскания упущенной выгоды нет.
ВС РФ не стал пересматривать дело.
Наши фирменные материалы
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus