С 10 сентября скорректируют формы и порядок заполнения отчетов и уведомлений по прослеживаемости
Приказ ФНС России от 08.07.2021 N ЕД-7-15/645@ «Об утверждении форм, форматов, порядков заполнения отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документов, содержащих реквизиты прослеживаемости»
Изменения касаются следующих документов, которые нужно передавать в ФНС: уведомлений о перемещении, ввозе, об остатках, а также отчета об операциях с прослеживаемыми товарами.
Сейчас эти документы оформляют по временным правилам из письма ФНС. 10 сентября вступит в силу приказ с необходимыми инструкциями. Отличий немного, но, поскольку бланки и формат передачи скорректировали, нужно будет обновить программу, в которой вы создаете такие документы. Рассмотрим основные изменения.
Уведомление об остатках
В приказе указано, что основанием для составления этого документа могут быть не только документы по инвентаризации, но и другая «первичка», которая подтверждает наличие товара (к примеру, бухгалтерская справка или УПД со статусом «1»).
Кроме того, прописали: если уведомление подают по товарам, которые ввезли на основании перевозочных, коммерческих или иных документов, а не таможенной декларации, то в строке 4 нужно указать признак «1».
Подача документов при реорганизации
Во всех формах учтено, что отчеты об операциях и корректировочные уведомления может подавать правопреемник реорганизованной организации или его представитель. В этих случаях надо указывать ИНН/КПП не реорганизованной организации, а правопреемника.
Налоговый мониторинг: Минюст зарегистрировал формы и форматы документов для мотивированного мнения
Приказ ФНС России от 11.05.2021 N ЕД-7-23/477@ «Об утверждении форм и форматов документов, используемых при составлении мотивированного мнения налогового органа в электронной форме, а также формы мотивированного мнения налогового органа и требований к его составлению»
Информация ФНС России от 12.08.2021
Приказ вступит в силу 20 августа. На своем сайте налоговики отметили, что после этого обмен документами будет только электронным: по ТКС или через информационные системы организаций. Перечислим новшества.
Во-первых, изменили форму и формат запроса о предоставлении мотивированного мнения. Так, в форму добавили поля для периода мониторинга и кода по ОКВЭД2, убрали поле для адреса. Существенно изменили таблицу формы. Для описания сделки внесли новые строки:
- дата операции (сделки) в налоговом учете;
- дата операции (сделки) в бухучете;
- предмет сделки;
- цена (сумма) сделки (операции).
Скорректировали и подачу информации о контрагентах. Если по действующим правилам данные указывают по каждому контрагенту в одной строке, в новой форме нужно указывать в отдельных строках:
- наименование контрагента;
- ИНН или регистрационный номер в стране регистрации (инкорпорации);
- КПП;
- код страны регистрации (инкорпорации);
- адрес места нахождения или адрес в стране регистрации (инкорпорации);
- основной вид деятельности;
- характер взаимоотношений;
- признак взаимозависимости, доля прямого или косвенного участия;
- иную информацию о деятельности.
Сведения о контрагентах-физлицах выделили в отдельные строки.
Во-вторых, появились новые формы и форматы документов для плательщиков:
- уведомления о согласии с мотивированным мнением;
- разногласий на мотивированное мнение;
- уведомления о согласии (несогласии) с мотивированным мнением по результатам взаимосогласительной процедуры.
Обратите внимание: недавно ФНС утвердила требования к системе внутреннего контроля и обновила электронные документы для налогового мониторинга. Кроме того, на общественное обсуждение выставили проект порядка доступа инспекций к информационным системам налогоплательщиков.
ФСС разработал критерии оценки риска попадания в план проверок
Информация ФСС РФ «Примерные критерии самостоятельной оценки рисков для страхователей, используемые Государственными учреждениями — региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации, при планировании выездных проверок по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, методика их расчета» (приложение)
Теперь страхователи сами могут определить риск попадания в план выездных проверок по взносам на травматизм. Для этого фонд разработал примерные критерии оценки такого риска. Есть 8 критериев:
- средняя зарплата ниже ее среднего уровня в конкретной отрасли (по виду экономической деятельности);
- страхователь не представил в ходе камеральных проверок пояснения о несоответствии показателей деятельности или запрашиваемые документы в отделение ФСС;
- неоднократно представлял уточненные расчеты, в которых величина базы менялась более чем на 10%;
- неоднократно снимался и вставал на учет с изменением места нахождения («миграция» между отделениями фонда);
- размер страхового тарифа менялся без изменения основного вида деятельности;
- фонд оплаты труда для расчета взносов на травматизм меньше фонда оплаты труда для определения взносов на случай временной нетрудоспособности и беременности;
- взносов с выплат и вознаграждений работающих инвалидов начислено в размере 60% от страхового тарифа;
- расходы по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — 50% от начисленных взносов.
Отметим, для каждого критерия есть своя формула расчета.
Фонд советует для анализа рисков использовать 4-ФСС и РСВ.
Ранее ФСС разъяснял, что критерии оценки риска попадания в план проверок помогут страхователю самому выявлять и исправлять ошибки, а также анализировать риски. Это позволит ему вовремя уточнять обязательства и не нарушать законодательство о взносах на травматизм.
ФНС разработала формат доверенности представителя налогоплательщика
Приказ ФНС России от 30.04.2021 N ЕД-7-26/445@ «Об утверждении формата доверенности, подтверждающей полномочия представителя налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме и порядка ее направления по телекоммуникационным каналам связи»
Формат могут использовать также плательщики сборов, страховых взносов и налоговые агенты. Он нужен для передачи доверенности в электронном виде. Ведомство подготовило также порядок ее направления по ТКС.
Доверенность передают до начала электронного документооборота с представителем. Документ направляют с усиленной квалифицированной ЭП в инспекцию, где доверитель стоит на учете по любому основанию.
Формат действует с 22 августа.
ПРОЕКТ: Порядок представления бухотчетности планируют уточнить
Проект приказа ФНС России
По проекту налоговиков в порядок сдачи бухотчетности для госресурса (ГИР БО) внесут новый способ подачи: через сайт ФНС. В действующем порядке есть лишь направление по ТКС. Сейчас проект на общественном обсуждении. По плану он вступит в силу с 2022 года.
Напомним, ФНС уже принимает бухотчетность через свой сайт.
Утвердили новые правила возмещения расходов на оплату допвыходных для ухода за детьми-инвалидами
Готовое решение: Как предоставить работнику дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом (КонсультантПлюс, 2021)
По сравнению с порядком, который действует в 2021 году, изменений немного. Например, добавили:
- сроки для отказа в возмещении расходов. Фонд должен вынести мотивированное решение об отказе в течение 10 календарных дней со дня получения заявления о возмещении. Затем в течение 5 рабочих днейпередать его организации лично, заказным письмом или через ТКС;
- основания для отказа. В возмещении откажут, если расходы произвели с нарушением законодательства, не подтвердили документами или оформили их неверно.
Новые правила заработают с 2022 года.
Отметим, они нужны, так как со следующего года вступает в силу новая редакция нормы о финансовом обеспечении расходов на оплату допвыходных. В ней укажут, что расходы возмещают страхователю в порядке, утвержденном правительством РФ.
Когда не платят взносы с возмещения затрат на служебные поездки дистанционных работников
Вопрос: Об НДФЛ и страховых взносах с сумм выплат дистанционным работникам в виде компенсаций расходов при направлении в служебные поездки. (Письмо Минфина России от 23.07.2021 N 03-04-05/59241)
Готовое решение: Как облагаются НДФЛ командировочные выплаты (КонсультантПлюс, 2021)
Ведомство рассмотрело ситуацию, когда дистанционных сотрудников, которые живут в других городах, периодически привлекают к работе на стационарное рабочее место. В локальном нормативном акте и трудовом договоре закреплено, что им возмещают расходы на проезд, жилье, платят суточные.
Из разъяснения финансистов следует: если поездка к работодателю по трудовому законодательству — командировка, то возмещение расходов взносами не облагают. Они напомнили: когда дистанционного работника направляют выполнять служебное задание в другую местность, на него распространяются гарантии для командированных.
Как по гаражам рассчитать налог на имущество по кадастровой стоимости
Вопрос: О налоге на имущество организаций в отношении объектов недвижимости вида «гараж». (Письмо ФНС России от 06.08.2021 N СД-4-21/11169@)
Рассчитывать налог нужно на основании сведений из ЕГРН и первичных документов. Фактическое использование гаражей не важно. Такой вывод сделала налоговая служба.
Отметим: Минфин ранее разъяснил, что назначение земли также не имеет значения при определении того, платить ли налог исходя из кадастровой стоимости.
Как учесть “санитарные” расходы, связанные с коронавирусом
Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль расходов, осуществленных для выполнения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований в связи с распространением коронавируса. (Письмо Минфина России от 18.05.2021 N 03-03-06/1/37786)
Ведомство напомнило, что расходы на дезинфекцию, покупку приборов, лабораторного оборудования, средств индивидуальной или коллективной защиты, связанные с коронавирусом, относят к прочим.
Затраты на работы и услуги учитывают по правилам для прочих расходов на одну из дат:
- дату расчетов по договору;
- дату предъявления подтверждающих документов;
- на последний день отчетного (налогового) периода.
Расходы на приборы, лабораторное оборудование и средства защиты, по мнению Минфина, нужно признавать на дату их передачи в производство.
Разъяснения касаются применения метода начисления.
Как организации учесть доход от уменьшения уставного капитала дочерней компании
Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль дохода, полученного при уменьшении уставного капитала дочерней организации. (Письмо Минфина России от 20.05.2021 N 03-03-06/1/38558)
Чтобы рассчитать доход от уменьшения уставного капитала, нужно знать:
- рыночную стоимость имущества, которое получили от дочерней организации;
- налоговую стоимость акций или долей, которую учитывают акционер либо учредитель.
Доход определяют как разницу между этими показателями. Его относят к тем внереализационным доходам, для которых нет особого порядка учета.
Ведомство обратило внимание: суммы, которые компания получила от дочерней и которые превышают стоимость вклада, нельзя считать дивидендами. К дивидендам приравнивают только доходы от выхода из организации или распределения имущества ликвидируемой организации.
Доход от уменьшения уставного капитала дочерней компании не считают и безвозмездно полученным, поскольку у нее есть обязанность передать средства учредителям.
Просрочка с уведомлением о переходе на УСН: в суде удалось доказать, что блокировка счета незаконна
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.07.2021 N Ф04-3633/2021 по делу N А70-17294/2020
Организация подала уведомление о переходе на УСН позже, чем требовалось. Налоговики приостановили операции по ее счетам, так как она должна применять общий режим и не сдала декларацию по НДС. Спор дошел до суда, и только кассация признала за организацией право на УСН. Блокировка счета незаконна. Суд учел, что налогоплательщик фактически применял спецрежим. Это подтверждает:
- регистрация ККТ для учета выручки по УСН;
- сдача отчетности по УСН;
- уплата налога по УСН.
Кроме того, суд отметил: если организация соответствует критериям для УСН, инспекция не вправе перевести ее на общий режим из-за просрочки с уведомлением.
В судебной практике были случаи, когда суды признавали заморозку счета как законной, так и нет.
Наши фирменные материалы
Пресса
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus