ВС РФ: когда можно проводить закупку по Закону N 223-ФЗ у единственного поставщика
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.09.2021 N 306-ЭС21-13429 по делу N А57-6544/2020
Заказчик указал в положении о закупке, что услуги по организации питания можно приобрести у едпоставщика, и заключал на этом основании договоры без проведения конкурентных процедур.
Один из участников рынка таких услуг оспорил указанный пункт положения о закупке, считая его дискриминационным.
ВС РФ поддержал требования. Заказчики по Закону N 223-ФЗ должны соблюдать принципы равноправия и отсутствия необоснованных ограничений конкуренции. Поэтому для закупки у едпоставщика нужны объективные причины неэффективности конкурентных процедур, например:
- ограниченный товарный рынок;
- колебание цен в узком диапазоне;
- срочное размещение заказа;
- закупка на товарном рынке, где преобладает недобросовестная конкуренция.
ПРОЕКТ: изменят порядок определения цены контракта при госзакупках продукции судостроения
Проект приказа Минпромторга России
Ведомство вынесло на общественное обсуждение проект, которым предлагает утвердить порядок определения НМЦК при госзакупках продукции судостроительной промышленности. Поправки касаются также цены контракта с едпоставщиком и начальной цены единицы товара (работы, услуги).
Сейчас при закупке судов используют общие методические рекомендации. Они не учитывают отраслевые особенности судостроения. К ним можно отнести, например, необходимость индексировать цены и затраты при строительстве судна в течение 2 и более лет.
Кроме того, по мнению авторов, в этой сфере фактически нет порядка для определения цены контракта с едпоставщиком. Проект должен закрыть данные пробелы.
Общественное обсуждение завершат 29 сентября.
Суд: в заявке на участие в аукционе не нужны показатели товара, если его не передают госзаказчику
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2021 N 08АП-9313/2021 по делу N А81-3127/2021
Общество решило поучаствовать в электронном аукционе по организации перевозки пассажиров. Его заявку отклонили, поскольку в ней не было конкретных показателей товара: марки, класса автомобиля, информации о наличии системы кондиционирования.
Контролеры сочли отказ заказчика неправомерным. Суды поддержали это решение. Предметом закупки были работы. Передача каких-либо товаров госзаказчику в документации не предусмотрена. Участнику достаточно дать согласие на выполнение работ.
Включение в РНП за «уклонение» от подписания госконтракта: примеры из практики за 2019 — 2021 годы
Обзор: «Включение в РНП за «уклонение» от подписания госконтракта: примеры из практики за 2019 — 2021 годы»
Победитель закупки, опоздавший с подписанием контракта, рискует попасть в РНП. Поменялся ли подход УФАС после обновления порядка ведения реестра в июле? Простят ли задержку, если она произошла из-за неисправности ЭЦП, смены руководства, болезни или отпуска сотрудника и других обстоятельств? Читайте в обзоре.
Изменение в порядке ведения реестра может облегчить положение участников
С 1 июля 2021 года был введен новый порядок ведения РНП. По новым правилам участника не должны включать в реестр, если он своими действиями подтвердил намерение подписать контракт.
После изменений УФАСы стали лояльнее относиться к участникам, которые не смогли подписать контракт вовремя, но подтвердили свои намерения: закупив товар для исполнения контракта — Ставропольское УФАС, Тульское УФАС;
своевременно предоставив обеспечение контракта — Омское УФАС, Челябинское УФАС.
Пока неясно, как эту норму будут применять суды и все ли контролеры будут придерживаться более мягкой позиции. Поэтому стоит учитывать подходы, сложившиеся до июля 2021 года.
Возникла неисправность ЭЦП
АС Северо-Кавказского округа посчитал, что участник, не подписавший контракт из-за поломки носителя ЭЦП, не имел намерений уклониться от заключения контракта и действовал добросовестно.
Однако в практике существует и противоположный подход. АС Московского округа решил, что неисправность компьютерного оборудования, на котором установлен ключ ЭЦП, не является уважительной причиной для неподписания контракта. Не помог даже факт внесения обеспечения, поскольку участник не доказал, что контракт нельзя было подписать с помощью другого компьютера.
После июльских изменений контролеры могут отнестись к участнику снисходительнее. Так, Кемеровское УФАС отказалось включить в реестр победителя закупки, у которого сломался ноутбук с ключом к ЕИС. Контролеры учли попытки устранить неисправность, а также закупку товара для исполнения контракта и действия по получению банковской гарантии.
У победителя сменилось руководство
Ульяновское УФАС решило не включать в РНП сведения об участнике, который не предоставил обеспечение в установленный срок из-за смены руководства компании.
14-й ААС разрешил похожий спор иначе и отклонил доводы о смене руководителя.
После июльского обновления антимонопольные органы в такой ситуации могут быть снисходительнее. Так, Астраханское УФАС не стало наказывать победителя закупки в аналогичной ситуации.
Дистанционный работник допустил ошибку при заключении контракта
Бурятское УФАС не включило в РНП участника, не подписавшего контракт из-за ошибки работника на удаленке. Контролеры учли факт внесения обеспечения.
Аналогичную позицию заняло и Ульяновское УФАС, приняв во внимание также приобретение товара для исполнения контракта.
Ответственный работник был в отпуске или на больничном
Победителя закупки могут не признать «уклонистом», если контракт не был подписан из-за отпуска ответственного работника. К такому выводу пришло Ульяновское УФАС.
Контролеры не стали наказывать участников и после июльских изменений. Так, не были внесены в РНП исполнители, не подписавшие контракт:
из-за пребывания ответственных лиц в отпусках и командировке — Ярославское УФАС (учли также положительный опыт исполнения госконтрактов и временное отсутствие интернета);
нахождения ответственного работника на больничном — Кемеровское УФАС (учтено своевременное внесение обеспечения).
Наши фирменные материалы
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus