Упрощение лицензирования с 1 марта 2022 года: правительство опубликовало подзаконные изменения
Постановление Правительства РФ от 14.09.2021 N 1559 «Об изменении и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»
1 марта 2022 года вступит в силу ряд законодательных поправок, которые упростят получение лицензий и работу с ними. В связи с этим правительство утвердило некоторые изменения своих актов о лицензировании. Они во многом дублируют положения закона, но есть и новшества.
Так, бизнес обяжут вносить в реестры лицензий сведения о новом номере телефона или адресе электронной почты в течение 15 рабочих дней со дня изменения прежних контактных данных. Это можно будет сделать, например, через Госуслуги.
Через тот же портал разрешат уведомлять лицензирующие органы субъектов РФ, где компания или ИП хочет работать по лицензии, которую выдал орган другого региона. Будут и другие способы подачи уведомления.
Кроме того, правительство утвердило положения о едином реестре учета лицензий. Общедоступные сведения из него станут размещать на сайте реестра. Ознакомиться с ними можно будет бесплатно. Адрес сайта определит Минэкономразвития.
В реестр войдут:
- перечень лицензируемых видов деятельности с указанием ряда данных (ключевых слов, архивных записей и пр.);
- сведения о лицензирующих органах, их территориальных подразделениях (наименование, руководство и пр.);
- информация по вопросам ведения этих видов деятельности (срок действия лицензии, перечень грубых нарушений и пр.).
Сейчас подобного реестра нет.
Правительство предусмотрело и другие изменения.
Утвердили критерии финансирования зеленых проектов
Информация Правительства РФ от 23.09.2021
Правительство определило параметры, при достижении которых можно через специальные облигации или займы привлечь льготное финансирование на реализацию зеленого или адаптационного проекта.
Зеленые проекты можно запустить, например, в сферах строительства, промышленности и транспорта. У адаптационных проектов 5 направлений: инфраструктура, энергетика, промышленность, транспорт и сельское хозяйство.
Критерии разработаны для каждого направления. Их пример для зеленого проекта в сфере промышленности — изделия из биоразлагаемых материалов не приводят к образованию микропластика.
Кроме того, утвердили требования к верификации проектов. В частности, определили процедуры для корректной оценки проекта, документы для проверки, требования к компаниям (верификаторам), которые готовят заключения.
Постановление правительства пока не опубликовали. Полагаем, это сделают в ближайшее время. Документ позволит сформировать экономические стимулы для перехода на передовые экологические стандарты.
Уточнен порядок предоставления в электронной форме государственных и муниципальных услуг
Постановление Правительства РФ от 18.09.2021 N 1574 «О внесении изменений в требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг»
Установлено, в частности, что в случае если административный регламент предоставления государственной услуги предполагает несколько вариантов предоставления услуги соответственно единым порталом, порталом услуг, официальным сайтом обеспечивается возможность получения информации о порядке и сроках предоставления услуги в рамках соответствующего варианта, при этом определение подходящего для заявителя варианта осуществляется автоматически на основе сведений, указанных заявителем.
В целях записи на прием в орган (организацию) или многофункциональный центр заявителю может обеспечиваться возможность одновременно с такой записью направить запрос о предоставлении услуги и приложенные к нему электронные документы, необходимые для предоставления услуги.
Органом (организацией), предоставляющими услугу, может быть обеспечена возможность автоматизированного принятия решения в отношении результата предоставления услуги в порядке, предусмотренном административным регламентом.
Настоящее Постановление вступает в силу по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 декабря 2021 г.
Росреестром актуализирован порядок рассмотрения декларации о характеристиках объекта недвижимости
Приказ Росреестра от 24.05.2021 N П/0216 «Об утверждении Порядка рассмотрения декларации о характеристиках объекта недвижимости, в том числе ее формы»
Готовое решение: Как проводится государственная кадастровая оценка недвижимости
Готовое решение: Как исправить ошибки, допущенные при определении кадастровой стоимости
Обновлены, в том числе, перечень документов, прилагаемых к декларации, порядок подачи декларации посредством сети «Интернет», утверждена новая форма декларации. Отмечено, что в качестве материалов, подтверждающих указанные в декларации характеристики, допускается приложение писем, справок, выписок, фотографий и иных документов.
Декларация рассматривается в течение 30 рабочих дней со дня ее представления (ранее — в течение 50 рабочих дней). Кроме того, предусмотрено, что в отдельных случаях срок ее рассмотрения может быть продлен, но не более чем на 30 рабочих дней.
Ряд нововведений коснулся порядка подачи декларации через единый портал государственных и муниципальных услуг: поданная через него декларация, подписанная квалифицированной электронной подписью, не требует ее фактического подписания заявителем, а бюджетное учреждение обязано уведомить заявителя о поступлении такой декларации не позднее рабочего дня, следующего за днем ее поступления.
Приказ начнет действовать с даты вступления в силу акта о признании утратившим силу аналогичного приказа Минэкономразвития России от 4 июня 2019 года N 318.
Президент продлил продуктовые контрсанкции до конца 2022 года
Указ Президента РФ от 20.09.2021 N 534 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации»
Ответные санкции в отношении импорта в РФ отдельных видов сельхозпродукции, сырья и продовольствия будут действовать до 31 декабря 2022 года включительно. Это следует из нового указа президента.
Напомним, конкретную меру установило правительство. Оно запретило ввозить сыры, колбасы, фрукты и прочие товары, которые произвели в США, государствах ЕС или в некоторых других странах.
Запрет не касается ввоза транзитом на автомобилях или по железной дороге для перевозки в третьи страны при соблюдении определенных условий.
Вслед за подобным указом президента правительство обычно продлевает запрет на тот же срок.
Деятельность органов и организаций лесного хозяйства, лесопользователей и лиц, осуществляющих реализацию лесных ресурсов, отнесена к приоритетным направлениям прокурорского надзора
Указание Генпрокуратуры России от 04.08.2021 N 432/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере лесопользования»
Органам прокуратуры надлежит, в числе прочего:
- уделять особое внимание вопросам полноты исполнения требований предписаний об устранении нарушений, реализации полномочий по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности, своевременного расчета и возмещения вреда, причиненного окружающей среде;
- усилить надзор за исполнением органами государственной власти и органами местного самоуправления законов при распоряжении лесными участками, организации работы по защите имущественных прав публично-правовых образований на них;
- особое внимание уделять вопросам обоснованности заготовки древесины в защитных лесах и лесах, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий;
- организовать постоянный мониторинг исполнения законов органами лесного хозяйства и специализированными организациями, участвующими в назначении и проведении санитарно-оздоровительных мероприятий;
- усилить надзор за исполнением законодательства о пожарной безопасности в лесах обеспечить качественный и эффективный надзор за исполнением законов правоохранительными органами в части предупреждения, выявления, раскрытия и расследования преступлений в сфере лесопользования.
Признается утратившим силу указание Генерального прокурора РФ от 11.05.2011 N 127/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере охраны лесов от пожаров».
Региональный оператор или юрлицо по договору: ВС РФ разобрался, кто получит плату за вывоз мусора
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 14.09.2021 N 306-ЭС21-8811 по делу N А57-4118/2020
В 2015 году управляющая компания договорилась с обществом о вывозе бытовых отходов с территории многоквартирного дома. Спустя несколько лет в области появился региональный оператор. Он посчитал, что плату за услуги с августа 2018 года по август 2019 года должны были перечислить ему, и обратился в суд.
Три инстанции его поддержали. В спорный период у дома не было согласованного места накопления отходов. Жильцы могли пользоваться контейнерными площадками соседних домов, которые обслуживал оператор.
ВС РФ не согласился. Закон об отходах обязывает регионального оператора оказывать услуги всем потребителям в зоне своей деятельности. Однако этого недостаточно, чтобы взыскать плату в его пользу. Суды не учли следующее:
- в спорный период действовал договор с обществом. Управляющая компания заключила его раньше, чем региональный оператор получил свой статус;
- платежные поручения подтверждают, что услуги оказывало общество. Оно забирало мусор с площадки во дворе дома. Это место не включили в схему обращения отходов по вине оператора;
- оператор не мог вывозить отходы — доступ к бункеру-накопителю закрыт для посторонних.
ВС РФ напомнил, когда суды не могут сами снизить компенсацию за нарушение исключительных прав
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 14.09.2021 N 303-ЭС21-9375 по делу N А73-8672/2020
ИП использовал чужие товарные знаки и логотип при продаже контрафактного товара. Компания (правообладатель) попросила суд взыскать с ИП компенсацию за нарушение исключительных прав — по 20 тыс. руб. за каждый объект. Общая сумма составила 120 тыс. руб.
Три инстанции взыскали всего 40 тыс. руб.: по 7 тыс. руб. за товарные знаки и 5 тыс. руб. за логотип.
ВС РФ с ними не согласился. Он, в частности, напомнил о позиции Пленума ВС РФ 2019 года. По ней снизить общий размер компенсации ниже минимальных пределов (т.е. из расчета каждой суммы ниже 10 тыс. руб. за объект) можно только по заявлению ответчика. Есть и другие условия реализации этого права.
ИП против иска не возражал, отзыв на него и на апелляционную жалобу не направлял, о снижении компенсации не ходатайствовал. Однако суды сами уменьшили ее размер ниже минимальных пределов. Это нарушение принципов равноправия и состязательности сторон.
Кроме того, суды не учли, что ИП уже привлекали к ответственности за аналогичное нарушение.
ВС РФ направил дело на новое рассмотрение.
Наши фирменные материалы
Пресса
Данное исследование посвящено теоретическому анализу особенностей применения норм гражданского процессуального права во времени, которому в современной повестке уделяется, как представляется, незаслуженно, недостаточно внимания.
В связи с отсутствием единого понятия «крупная сделка», «сделка, в совершении которой имеется заинтересованность», «сделка с конфликтом интересов» на практике могут возникать определенные трудности. В настоящей статье отмечается, что выработка единых критериев указанных выше сделок, учитывая те цели, которые они преследуют, а также природу юридического лица, будет направлена на преодоление возникающих трудностей.
Исследуется вопрос о необходимости отнесения третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к числу субъектов, для которых законом предусмотрена возможность заявить суду о признании отдельных фактов.
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus