Скорректирован порядок осуществления надзора за реализацией исполнительными органами субъектов РФ полномочий в сфере охраны здоровья
Постановление Правительства РФ от 14.02.2024 N 164
Внесенными изменениями расширен предмет государственного контроля: в него также включено соблюдение исполнительными органами субъектов РФ порядка и сроков представления информации, предусмотренной пунктами 2 и 3 части 3 статьи 91.1 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения поставщиками информации, указанными в пункте 4 части 6 статьи 91.1 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2024 года.
Уточнены некоторые полномочия, осуществляемые Минздравом России
Постановление Правительства РФ от 15.02.2024 N 177
Установлено, что Министерство определяет, в числе прочего, порядки оказания первой помощи, включающие в себя перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, перечень мероприятий по оказанию первой помощи и последовательность проведения мероприятий по оказанию первой помощи. Также устанавливаются требования к комплектации укладок, наборов, комплектов и аптечек для оказания первой помощи с применением медицинских изделий и (или) лекарственных препаратов по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере.
Настоящее Постановление вступает в силу с 1 сентября 2024 г.
Обновлены методические указания по профилактике лямблиоза
Документ определяет порядок организации и обеспечения федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и профилактики лямблиоза в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Методические указания введены взамен МУ 3.2.1882-04 «Профилактика лямблиоза», утвержденных руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 03.03.2004.
Утверждены методические указания МУ 3.2.3967-23. 3.2. Профилактика паразитарных болезней
Настоящие методические указания определяют комплекс мероприятий по предупреждению возникновения и распространения возбудителей паразитарных болезней в объектах окружающей среды с целью снижения риска заражения населения и профилактики паразитарных болезней в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
МУ 3.2.3967-23 введены взамен МУ 3.2.1022-01 «Мероприятия по снижению риска заражения населения возбудителями паразитозов», утвержденных руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 15.03.2001.
Утверждены методические указания МУ 3.3.2.3970-23. 3.3.2. Медицинские иммунобиологические препараты
Настоящие методические указания определяют порядок контроля температурного режима хранения и транспортирования иммунобиологических лекарственных препаратов на всех уровнях «холодовой цепи» с целью обеспечения безопасности пациентов и качества иммунобиологических лекарственных препаратов, а также своевременного выявления аварийных ситуаций.
МУ 3.3.3970-23 введены взамен МУ 3.3.2.2437-09 «Применение термоиндикаторов для контроля температурного режима хранения и транспортирования медицинских иммунобиологических препаратов в системе «холодовой цепи», утвержденных руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 21.01.2009.
Утверждены методические рекомендации по оценке кардиотоксического действия наночастиц на организм
Документ определяет унифицированные методические подходы к оценке кардиотоксического действия наночастиц в экспериментальном исследовании на лабораторных животных. Полученные результаты являются основанием для принятия управленческих решений по возможности использования наночастиц, уточнению регламентов и технологии применения, ограничению применения, оптимизации условий труда работающих.
Даны разъяснения о правомочности использования средств ОМС на оплату дополнительных отпусков работникам организаций здравоохранения
Письмо ФФОМС от 24.11.2023 N 00-10-101-2-06/20302
Сообщается, в частности, что согласно статье 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и обязаны их использовать в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Частью 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ предусмотрена структура тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, в состав которой входят в том числе расходы на оплату труда.
Согласно части второй статьи 116 Трудового кодекса РФ работодатель с учетом своих производственных и финансовых возможностей вправе самостоятельно установить дополнительные отпуска работникам, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом и иными федеральными законами.
При наличии в коллективном договоре или локальном нормативном акте, принимаемом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, положений, предусматривающих дополнительные оплачиваемые отпуска работникам, не предусмотренные Трудовым кодексом и иными федеральными законами, оплата таких дополнительных отпусков осуществляется за счет средств, не имеющих целевого назначения.
Даны разъяснения по вопросу использования средств ОМС на выплату заработной платы
Письмо ФФОМС от 22.12.2023 N 00-10-101-2-06/22008
Сообщается, в частности, что в соответствии с пунктом 192 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (далее — Правила ОМС), в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги). Согласно подпункту 6 пункта 195 Правил ОМС в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, в том числе выделяется группа затрат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги).
На основании изложенного, выплата заработной платы сотрудникам административно-управленческого персонала (в том числе специалисту по охране труда) за выполненные в соответствии с условиями трудовых договоров функции может осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования с учетом пропорциональности распределения затрат между источниками финансирования и не является нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования.
Даны разъяснения по вопросу использования средств ОМС на стимулирующие выплаты наставникам, оказывающим практическую помощь молодым специалистам
Письмо ФФОМС от 18.01.2024 N 00-10-101-1-06/984
Сообщается, в частности, что пунктом 192 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования» (далее — Правила ОМС), предусмотрено, что в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
При этом затраты на выплаты медицинским работникам за дополнительную работу, связанную с наставничеством молодых специалистов, принятых в штат медицинской организации, относятся к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемым в процессе ее предоставления.
Пунктом 208 Правил ОМС установлен принцип пропорционального распределения затрат, необходимых для деятельности медицинской организации в целом, по отдельным видам медицинской помощи (медицинским услугам) и определены способы такого распределения.
Таким образом, затраты на выплаты медицинским работникам за дополнительную работу, связанную с наставничеством в отношении молодых специалистов, завершивших обучение и находящихся в штате медицинской организации, следует распределять пропорционально источникам дохода, в том числе за счет средств обязательного медицинского страхования.
Даны разъяснения по вопросу использования средств нормированного страхового запаса ТФОМС для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей
Письмо ФФОМС от 25.01.2024 N 00-10-101-2-06/1337
Сообщается, в частности, что в соответствии с подпунктом «г» пункта 7 порядка формирования, условий предоставления медицинским организациям, указанным в части 6.6 статьи 26 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала, утвержденного приказом Минздрава России от 22.02.2019 N 85н, предоставление медицинской организации средств для софинансирования осуществляется при условии наличия принятого на работу медицинского работника для оказания медицинской помощи в текущем финансовом году на штатную должность в полном объеме (не менее одной ставки) сверх численности медицинских работников в медицинской организации по состоянию на 1 января текущего года.
Таким образом, сотрудник, заключивший трудовой договор в текущем периоде и не вошедший в численность работников на 1 января текущего года, является вновь принятым на работу, в связи с чем в отношении данного сотрудника распространяется порядок использования средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала, утвержденный приказом Минздрава России от 22.02.2019 N 85н.
Если медицинские работники увольнялись 31 декабря предыдущего года и принимались на работу обратно 1 января текущего года на должности в соответствии со штатным расписанием, отсутствовал временной период, когда вышеуказанные работники не состояли в трудовых отношениях с медицинской организацией. Из чего следует, что в данном случае медицинские работники не могут быть классифицированы как принятые на работу в текущем финансовом году на штатную должность в полном объеме (не менее одной ставки) сверх численности медицинских работников в медицинской организации по состоянию на 1 января текущего года, и предоставление средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования, предусмотренных для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала, не имеет оснований.
Даны разъяснения по вопросу использования средств ОМС на оплату услуг энергетического менеджмента
Письмо ФФОМС от 26.12.2023 N 00-10-101-1-06/22217
Сообщается, в частности, что пунктом 192 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (далее — Правила ОМС), установлено, что в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Согласно пункту 195 Правил ОМС в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются в том числе затраты на коммунальные услуги.
Затраты на оплату исполнения энергосервисного договора (контракта), согласно пункту 202 Правил ОМС, определяются как процент от достигнутого размера экономии соответствующих расходов медицинской организации, определенный условиями энергосервисного договора (контракта).
Учитывая изложенное, оплата энергосервисных договоров (контрактов) может быть осуществлена за счет средств обязательного медицинского страхования только в рамках достигнутого размера экономии соответствующих расходов медицинской организации, пропорционально распределению затрат между источниками финансирования.
Даны разъяснения по вопросу расходования денежных средств, полученных за оказание высокотехнологичной медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС, на арендную плату
Письмо ФФОМС от 27.12.2023 N 00-10-101-2-06/22254
Сообщается, в частности, что подпунктом 6 пункта 204 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н, предусмотрено, что затраты на содержание объектов движимого имущества могут быть детализированы по группам затрат, в том числе включать затраты на арендную плату, в том числе на финансовую аренду объектов (лизинг), также выкуп предмета лизинга в соответствии со статьей 624 ГК РФ, при отсутствии у медицинской организации в течение 3 месяцев просроченной кредиторской задолженности за счет средств обязательного медицинского страхования с ограничением платежа в размере до 1 млн. рублей в год за один объект лизинга.
За счет средств, полученных медицинской организацией за оказанную высокотехнологичную медицинскую помощь, включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования, возможно приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) без ограничения стоимости. При этом данная норма не распространяется на оплату финансовой аренды (лизинга) основных средств за счет средств обязательного медицинского страхования, полученных от оказания высокотехнологичной медицинской помощи.
Таким образом, расходы на арендную плату, в том числе на финансовую аренду объектов (лизинг), а также выкуп предмета лизинга, ограничены в сто тысяч рублей в год (или в 1 млн. рублей в год за один объект лизинга при отсутствии у медицинской организации кредиторской задолженности) и могут осуществляться только медицинскими организациями, осуществляющими деятельность в сфере обязательного медицинского страхования по территориальным программам обязательного медицинского страхования.
Учитывая изложенное, общая сумма платежей за год за один предмет лизинга (включая выкупной платеж при его наличии) за счет средств обязательного медицинского страхования не может превышать 1 миллион рублей (или сто тысяч рублей при наличии у медицинской организации кредиторской задолженности).
Даны разъяснения по вопросу использования средств обязательного медицинского страхования
Письмо ФФОМС от 16.01.2024 N 00-10-101-2-06/451
Рассмотрены, в частности, особенности финансирования расходов на капитальный ремонт оборудования, в том числе медицинского, на арендные и лизинговые платежи без ограничения размера платежа за один объект, на уплату финансовых санкций (штрафов, пени), в том числе по результатам контрольно-экспертных мероприятий, проведенных страховыми медицинскими организациями.
Проведение дезинфекции, дезинсекции, дератизации может осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования
Письмо ФФОМС от 22.12.2023 N 00-10-101-1-06/22002
Сообщается, в частности, что в соответствии с пунктом 192 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н, в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Согласно пункту 10.2.5, Порядка применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденного приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н, статья 220 «Оплата работ, услуг» КОСГУ детализируется подстатьями КОСГУ и включает подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества», к которой отнесены также расходы на дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию.
На основании изложенного, проведение дезинфекции, дезинсекции, дератизации может осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования.
Вместе с тем, учитывая, что средства обязательного медицинского страхования являются не единственным источником финансового обеспечения медицинской помощи, указанные затраты целесообразно осуществлять за счет всех имеющихся у медицинской организации средств, пропорционально объемам оказываемой медицинской помощи.
Наши фирменные материалы
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus