На работе мы проводим чуть ли не большую часть того времени, когда бодрствуем. Поэтому крайне важно, чтобы нам было приятно там находиться. Однако достаточно часто рядом оказываются люди, вызывающие дискомфорт. Как правильно реагировать и что предпринимать, чтобы обеспечить себе комфорт в рабочее время и приходить домой в хорошем настроении?
В последнее время в обществе сильно вырос запрос на работу с психологом. Это связано с множеством различных причин, среди которых и возрастающий поток информации, и нервные перегрузки, и неопределенность, и многое другое. В статье разберемся с психологическими причинами дискомфорта на рабочем месте. Узнаете, что делать, если кто-то из коллег очень сильно портит вам настроение. И тогда микроклимат на работе будет способствовать и карьере, и заработку.
Типы сложных людей
Для начала проведем небольшую классификацию сложных сотрудников, выделив 5 типов личности:
— агрессивный — часто реагирует неадекватно, с позиции силы там, где это не предполагается;
— хамовитый — может оскорбить, наговорить гадостей, иногда (или часто) нецензурно выражается;
— болтливый — из любой мелочи создаст целую историю;
— ленивый — предпочитает перекладывать работу на чужие плечи;
— ограниченный — часто считает себя самым умным, но, к сожалению, таковым не является.
Конечно, можно вспомнить и больше типов непростых коллег. Но нам сейчас важно разобраться с основными, поняв, какие характеристики делают этих людей конфликтогенными, а потом — с тем, как на это правильно реагировать.
Агрессивный тип. На самом деле в глубине души этот человек не уверен в себе. Поэтому, чтобы скрыть свои чувства, он первым нападает, где нужно и (чаще) где не нужно. Нейтрализовать его можно, найдя у него «позитивное намерение», т.е. то, что на самом деле для этого человека важно. Если вы сможете с ним «подружиться», количество его агрессии в ваш адрес уменьшится.
Хамовитый — за внешней грубостью могут прятаться разные причины. Например, отсутствие воспитания. Иными словами, человек просто не понимает, что нецензурная лексика и оскорбления других людей неуместны. Остановить его могут те последствия, которые его сильно не устроят. Например, устное замечание от руководителя, общественное порицание, бойкот и т.д.
Болтливый — ему кажется, что, если он будет рассказывать пикантные подробности о других сотрудниках, это добавит ему веса в коллективе, к нему будут прислушиваться, он будет своим везде. Если же коллеги не захотят слушать сплетни, ему придется найти себе другую аудиторию.
Ленивый — такие люди процветают там, где есть кумовство, семейственность, сильный покровитель и т.д. Если же этому человеку ставить четкий план (не меньше, чем у других) и требовать его безусловного выполнения, скорее всего, он сам уволится.
Ограниченный — часто этот человек не виноват в том, что у него низкий уровень интеллекта, недостаток образования, воспитания и т.д. На некоторых низовых должностях такие люди могут вполне успешно работать годами, если их возможности совпадают с минимальными требованиями к их работе (должности).
Почему они себя так ведут?
Лев Толстой написал когда-то, что «все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Точно так же эффективные, неконфликтные сотрудники примерно одинаковы. А вот тот, рядом с которым постоянно чувствуешь себя плохо, отличается от других.
Хуже всего, если конфликтным является весь коллектив или большинство сотрудников. В этом случае лучший выбор — уходить, т.к. иначе вам придется очень многим пожертвовать. Но иногда приходится остаться. Например, если у вас много кредитов, а зарплата и бонусы очень заманчивые.
Если вы разгадаете загадку, почему тот или другой сложный человек так себя ведет, то вы получите ключик к тому, как им управлять!
Мотивы не совсем адекватного поведения могут быть самыми разными:
— неуверенность в себе. Счастливый, высокопрофессиональный и уверенный в себе человек вряд ли будет повышать свою самооценку, унижая других;
— недостаток воспитания. К сожалению, не всех людей родители и школа смогли научить правилам хорошего тона;
— непрофессионализм. Часто человек ищет недостатки в коллегах, чтобы скрыть свои собственные слабые места;
— завышенная самооценка. Человеку кажется, что он центр вселенной. И вместо того чтобы доказывать свою успешность делами, он пытается достичь этого за счет интриг;
— отсутствие самодисциплины. Вместо того чтобы в рабочее время заниматься тем, чем положено, сотрудник получает удовольствие, делает что-то, не связанное с работой, и т.д.
Вы можете продолжить этот список. Возможно, человек, который раздражает именно вас, обладает еще какими-то качествами, проявляющимися не самым приятным образом. Просто по аналогии подумайте, что может за этим скрываться?
Почему начальство их терпит?
Нередко возникает вопрос: почему начальство не увольняет таких сотрудников и позволяет им так себя вести? Ответ, конечно, знает только сам руководитель. Для кого-то такие конфликтные сотрудники — это друзья или родственники. Иногда у сложных людей бывают уникальные таланты или связи, которые необходимы руководителю. Например, это может быть художник, артист, певец и т.д. Может быть, начальник просто не придает особого значения жалобам других сотрудников или ему нравится, когда в коллективе есть конкуренция, накал страстей и т.д. Возможно, он и не в курсе, какие страсти кипят среди сотрудников.
Как правило, директор задумывается о том, что кого-то надо уволить, только тогда, когда проблема становится очевидной для всех. А это часто случается далеко не сразу: люди склонны скрывать те ситуации, когда они были не на высоте, и поэтому не всегда жалуются, даже если есть серьезные основания.
Да и не стоит забывать, что уволить сотрудника по желанию руководства юридически бывает сложно. Необходимо либо добиться соглашения сторон о расторжении трудового договора, либо сделать так, чтобы человек сам со временем захотел уйти. Однако если конфликт зайдет слишком далеко, руководитель все же осознает то, на что он предпочитал до этого закрывать глаза, и ему придется принимать решение быстро (чего он не всегда хочет).
Что делать, если рядом с вами токсичный сотрудник?
Если вам некомфортно с каким-то конкретным человеком, разумеется, надо предпринимать меры. Что можно сделать:
- В спокойной обстановке, дома подумайте, что именно вас так сильно раздражает? Грубость? Ошибки? Перекладывание чужой работы на ваши плечи? Очень важно четко понимать это. Можете записать ваши выводы на бумаге.
- Что конкретно вы можете сделать, чтобы минимизировать ваше недовольство? Например, если вам некомфортно от того, что сотрудница в метре от вас каждое утро выливает на себя полфлакона духов, попробуйте для начала попросить ее этого не делать. Объясните, почему вы так считаете. Возможно, ей и в голову не приходило, что вы не испытываете эйфории, которую испытывает она. Иногда помогает перейти в другой отдел, на другой этаж или просто пересесть, чтобы реже видеть этого человека. Вроде вопрос небольшой, а результат может быть огромный.
- Заранее продумайте план будущего разговора, еще лучше прорепетируйте. Можете взять 2 стула. На одном будете сидеть вы сами, а когда пересаживаетесь на второй, желательно мысленно становиться тем человеком, с которым вы хотите договориться. Вы же не хотите просто поскандалить? Поэтому важно продумать аргументацию, как сказать о том, что вам не нравится, что вы предлагаете делать вместо этого и т.д.
- Будьте конкретны! Воздержитесь от нецензурных, оскорбительных выражений, переходов на личности, оценок и т.д. Говорите на уровне действий. Например: «Я попросил тебя отправить сообщение Александру Иванову утром в понедельник, однако даже во вторник после обеда это так и не было сделано».
- Заранее продумайте возможные варианты последующих действий. Желательно несколько: идеальный, самый плохой и промежуточный. Что вы будете делать, если договориться не удастся? Будете ли вы идти до конца? И в чем именно это будет выражаться? Чем вы готовы пожертвовать в данной ситуации? Оно действительно того стоит? Вы потом не пожалеете?
- Выбирайте подходящий момент. Один и тот же разговор может закончиться по-разному в зависимости от сопутствующих обстоятельств. Если человек, с которым вы хотите договориться, сегодня себя плохо чувствует, сильно занят и т.д., возможно, разговор стоит перенести на более подходящее время.
- Если все пойдет плохо, вам нужен план Б. Что вы будете делать в этом случае? Где граница, до которой вы готовы дойти? Например, поговорить с руководителем, уволиться из компании, уйти работать на удаленку и т.д. Заранее продумайте, какие могут быть потери. Возможно, в случае если они реально велики, вы не захотите выяснять отношения с сотрудником (или делать это в ближайшее время).
Помните: в ряде случаев проблема может оказаться не только и не столько в другом человеке, сколько в вас самих. И это очень тонкий момент. Если вы будете уходить с работы всякий раз, когда вас что-то не устраивает, потому что не смогли договориться, отстоять свои границы или просто закрыть на что-то глаза, то вы можете довольно много потерять.
Иногда полезно работать с самим собой. Замечать, что вас задевает. Учиться это контролировать. Отстаивать свои границы, если это реально возможно. Очень часто так оказывается, что в других нас больше всего раздражают именно те недостатки, которыми грешим мы сами.
Постепенно вы научитесь тонкостям неформальной офисной жизни. Поэтому, прежде чем лезть к другому человеку со словами «Ты неправ!», сначала как следует все обдумайте в спокойной обстановке. Если эмоции накалены, обычно побеждает тот, кто более уверен в себе, спокоен и знает, что делать.
Можно ли перевоспитать взрослого человека на работе?
Ответ на этот вопрос неоднозначный. Нам случалось общаться с секретарями, которые умудрялись даже самых сложных руководителей держать в определенных рамках.
Однако на практике договориться удается не всегда. Если вы не можете переделать другого человека, заставить его изменить манеру общения с вами (которая вас не устраивает), у вас 3 основных выхода:
— сдаться — значит самому подстроиться под сложного человека. Это не всегда плохо. Просто найдите способ общаться с ним так, чтобы минимизировать свои неприятные ощущения. Например, физически переместиться от него как можно дальше (иногда — в другой регион, офис или хотя бы комнату);
— бороться не значит конфликтовать, просто пробовать разные стратегии поведения и убеждения. Что-то может и сработать, вдруг вам удастся найти ключик к сердцу этого сотрудника. Такое иногда тоже бывает;
— дистанцироваться — это значит прежде всего научиться не вовлекаться эмоционально в конфликт. Максимально контролировать выражение своего лица, когда вы общаетесь с этим человеком, тон голоса, двойной смысл фраз, которые вы произносите (чтобы не было двусмысленных выражений и скрытых подтекстов). Очень важно тщательно соблюдать деловой стиль в переписке.
Здесь еще важно правильно оценивать, как остальной коллектив относится к некомфортному сотруднику. Допустим, есть коллега — молодой человек, в принципе неплохой, но, мягко говоря, не следит за своей гигиеной. Ему выделили отдельную комнату, и с остальными людьми он общается относительно редко. Это проблема? Вряд ли. Ну кто-то поморщит нос, если придется некоторое время находиться бок о бок. Но потом они разойдутся по разным местам и вопрос будет закрыт. А вот если коллектив разделился на 2 половины или довольно много людей окажутся вовлечены в конфликтную ситуацию, есть шанс, что вмешается руководство. Однако переделать взрослого человека, который по каким-то своим внутренним причинам, предположим, не интересуется вопросами гигиены, весьма проблематично. Если он хороший работник, начальство предпочтет сделать вид, что оно не знает о существовании проблемы.
Итак, если вы столкнулись с тем, что вам некомфортно общаться на работе с каким-то конкретным человеком, попробуйте применить подходы, предложенные в данной статье. Проанализируйте проблему, примите решение, что вы намереваетесь с этим делать, готовы ли вы пойти на риск, и если да, то как далеко зайдете? Очень важно, чтобы в конце вы не пожалели о том, что сделали сгоряча. Поэтому действовать лучше медленно и обдуманно. Если достаточно просто изменить свое отношение к чему-либо, возможно, этим и следует ограничиться. Желаем вам как можно больше приятных людей в вашем окружении!
И. Иголкина Психолог, бизнес-тренер