Уже сейчас может быть ясно, что отчетный год завершается для вашей компании с убытком, а значит, платить налог на прибыль не придется. В связи с этим бизнесу нужно быть готовым к вызову представителя компании в налоговый орган для объяснения причин такого положения дел. Расскажем в нашем материале, как объяснить убыток.
Начнем с предупреждения: если предприятие уже не один раз заканчивало год с убытком, то вероятность приглашения представителя бизнеса в инспекцию выше, чем если компания только в этом году показала отрицательный результат. Впрочем, и в этом случае есть шанс, что бизнес попросят объяснить причины неэффективной работы.
Что делать, если компания показала убыток?
Год скоро закончится, а значит, предприятие уже может подвести итог: какими для бизнеса оказались эти 366 дней? Если вы видите, что получить прибыль у компании не вышло, значит, пора ответить себе на несколько вопросов: по какой причине организация работала в убыток, почему произведенные предприятием расходы можно считать обоснованными и что делать с убытком в следующем году?
Помните, что обоснованность расходов оценивается с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности, а не о ее результате. Этот вывод содержится в решениях высших судов, посмотрите, например, Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 или Определение Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 N 320-О-П. Заметим, что налоговый орган, как правило, прислушивается к мнению арбитров.
Обратите внимание: в убытке, возникающем в процессе вашей деловой деятельности, нет ничего противозаконного. В ст. 283 Налоговый кодекс признает правомерность убытка и позволяет учитывать связанные с ним суммы не только в текущем налоговом периоде (за счет налоговой базы, рассчитываемой нарастающим итогом), но и в последующих.
При объяснении причин появления убытка важно продемонстрировать доказательства того, что предприятие вело свою обычную хозяйственную деятельность, целью которой было получение прибыли.
Причина, по которой не получена прибыль
Оснований, по которым компания не получила прибыль по основной деятельности, может быть много. Помните: объяснения должны соответствовать действительности.
Итак, перейдем к списку причин:
— организация только начала работать;
— компания потратила значительное количество ресурсов на развитие;
— бизнес зависит от сезонных колебаний спроса;
— у фирмы были крупные единовременные траты;
— общество ведет демпинговую политику;
— поставщик изменил цены в невыгодную сторону.
Какой бы причина ни была, проговорить ее вслух будет недостаточно. Вам необходимо подготовить документы, которые подтвердят сказанное.
Далее давайте рассмотрим каждый из этих случаев внимательнее.
Организация только начала работать
В этом случае, кажется, все просто: возврат первоначальных инвестиций обычно происходит через несколько лет после начала работы бизнеса. Ведь только что созданные компании еще не занимают прочного положения на рынке. Пока у организации не появятся надежные поставщики и постоянные клиенты, сумма расходов легко может превышать сумму доходов.
Основной документ, который поможет в этой ситуации, — бизнес-план. Из него должно быть видно, что убытки в первые несколько лет запланированы изначально, и приведены четкие сроки, когда капиталовложения начнут окупаться.
Если бизнес-план не выполняется и компания не смогла получить прибыль от своей деятельности, нужно исследовать причины подобной ситуации и зафиксировать результаты. Документом, например, может быть отчет комиссии, созданной по приказу руководителя для установления причин убытков, или отчет планово-экономического отдела организации.
Значительное количество ресурсов ушло на развитие
Развитие — еще одно основание для получения убытков, через которое, вероятно, проходит большинство предприятий. Убыток в этом случае на протяжении нескольких лет может быть связан с завоеванием новых рынков, а также развитием новых для бизнеса видов деятельности. В этой ситуации одновременно растут показатели капитальных вложений и вложений в долгосрочные активы. Чтобы доказать обоснованность убытков, организации необходимо иметь бизнес-план, расчеты и другие документы. В бизнес-плане должно быть показано также, когда вложения начнут окупаться.
Сезонные колебания спроса
Неудовлетворительная с точки зрения прибыли работа компании может быть следствием специфики деятельности бизнеса.
Убытки, возникшие в связи со снижением спроса, должны быть погашены за счет доходов, полученных в период повышенного спроса на товары, работы и услуги.
Крупные единовременные траты
Такая ситуация может возникнуть, например, если предприятие произвело дорогостоящий ремонт офисных помещений и сразу учло его стоимость в составе затрат.
Какими документами подтвердить данные траты? Это могут быть приказ руководителя о необходимости ремонта, утвержденная директором смета расходов на ремонт, бумаги, подтверждающие понесенные затраты.
Демпинговая политика
Демпинговая политика — это бизнес-решение. Руководитель может принять соответствующую программу развития компании, предложив потребителям очень низкие цены. Компания в этом случае несет временные убытки, однако бизнес получает выгоду в будущем. Например, организация с такой стратегией может расширять рынок сбыта, вытесняя конкурентов с помощью низких цен. Очевидно, что такой подход увеличит объем реализации в будущем.
Как подтвердить экономическую обоснованность текущих убытков? Помогут утвержденный руководителем бизнес-план, план развития рынков сбыта и маркетинговая политика (здесь ожидаемый экономический эффект от демпинговой кампании нужно показать в цифрах).
Поставщик повышает цены
Смоделируем ситуацию: вы подписали с заказчиком долгосрочный договор, в котором цена сделки зафиксирована в рублях. При этом с поставщиком у вас подписан договор, где цена определяется исходя из курса валют. При изменении курса может возникнуть убыток.
С точки зрения документального подтверждения происхождения такого убытка можно использовать и сами договоры, и первичные документы, из которых будет видно, как меняется стоимость продукции, которая приводит к возникновению убытка.
Реализация ниже себестоимости
Отдельно стоит остановиться на реализации по цене ниже себестоимости. Такая ситуация может случиться в работе любой организации. Главное — запастись документами и объяснить, что в силу сложившихся обстоятельств было важнее высвободить «замороженные» в неликвидах оборотные средства и тем самым избежать еще больших убытков от полного списания товара.
Многие бухгалтеры опасаются уменьшать цену продажи до уровня ниже закупочной, поскольку, по их мнению, это запрещено законодательством и чревато доначислениями налогов.
Цена сделки между сторонами, которые не являются взаимозависимыми по отношению друг к другу, считается рыночной (абз. 3 п. 1 ст. 105.3 НК РФ). То есть инспекторы не будут проверять ваши цены на соответствие рыночным. Это возможно только по контролируемым сделкам, а сделки между невзаимозависимыми российскими организациями к контролируемым не относятся.
В случае если вашу сделку признают контролируемой и по результатам проверки одному из ее участников доначислят налоги, другой участник этой сделки может скорректировать свои налоговые обязательства, применив рыночные цены. Это называется симметричной корректировкой.
Другие убытки текущего года
Среди убытков текущего года могут быть и убытки, которые учитываются в составе внереализационных расходов.
Это специфические убытки, учитываемые по особым правилам:
— убытки от недостач;
— недостача в результате хищения;
— недостача вследствие естественной убыли;
— убытки от чрезвычайных ситуаций.
Если результатом деятельности вашей компании за год все-таки станет убыток, то не забывайте, что в Налоговом кодексе предусмотрен механизм его списания в следующих налоговых периодах. Он называется переносом убытка на будущее.
Материал подготовлен экспертами бератора «Практическая энциклопедия бухгалтера»
Статья: Убыток. Как объяснять ИФНС, почему он появился? («Практическая бухгалтерия», 2024, N 12)