Актуализированы форма и содержание протокола заседания согласительной комиссии по вопросу согласования границ земельных участков при выполнении кадастровых работ
Приказ Росреестра от 04.02.2025 N П/0019/25
Настоящий приказ вступает в силу со дня признания утратившим силу аналогичного приказа Минэкономразвития России от 20 апреля 2015 г. N 244.
Минфин информирует о продлении до 1 марта 2026 года срока проведения эксперимента по предоставлению комплексного сервиса «Старт бизнеса онлайн»
Письмо Минфина России от 21.03.2025 N 03-12-12/28267
Эксперимент по предоставлению комплексного сервиса по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выдаче квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи юридического лица и индивидуального предпринимателя, открытию расчетного счета и заключению договора дистанционного банковского обслуживания проводится с 1 марта 2024 года на основании Постановления Правительства РФ от 13.02.2024 N 144.
Подписан закон о полном переносе на территорию РФ маркировки федеральными специальными марками импортной алкогольной продукции
Федеральный закон от 21.04.2025 N 92-ФЗ
В частности, согласно закону до 28 февраля 2026 года включительно допускаются маркировка федеральными специальными марками алкогольной продукции, произведенной в государствах, не являющихся государствами — членами ЕАЭС, в местах ее производства за пределами государств — членов ЕАЭС, и ввоз такой алкогольной продукции в РФ.
С 1 марта 2026 года Правительство РФ вправе утвердить перечень организаций, осуществляющих за пределами государств — членов ЕАЭС производство алкогольной продукции, которая ввозится в РФ с федеральными специальными марками, нанесенными в местах производства такой продукции, а также предельные объемы ввоза в РФ такой продукции.
Закон вступает в силу с 1 июня 2025 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
Лица недружественных иностранных государств должны будут принять финансовые обязательства и предоставить иные гарантии добросовестного и ответственного осуществления предпринимательской деятельности на территории РФ
Президент РФ поручил внести в законодательство РФ изменения, направленные на установление порядка согласования сделок (операций), в результате совершения которых лица недружественных иностранных государств приобретают недвижимое имущество в целях осуществления предпринимательской деятельности на территории РФ, право распоряжаться акциями (долями в уставных капиталах) хозяйственных обществ, иные права, позволяющие определять условия управления хозяйствующими субъектами и (или) условия осуществления ими предпринимательской деятельности, предусмотрев в том числе:
учет обстоятельств прекращения (сокращения) и (или) продолжения после 22 февраля 2022 г. предпринимательской деятельности на территории РФ;
учет особенностей субъектов предпринимательской деятельности, являющихся лицами недружественных иностранных государств и планирующих осуществлять такую деятельность на территории РФ;
приоритет интересов отечественных хозяйствующих субъектов, которые после 22 февраля 2022 г. начали или продолжили предпринимательскую деятельность на территории РФ в соответствующих сферах.
Также должны быть определены особенности осуществления иностранными инвесторами права на обратный выкуп отчужденных ими после 22 февраля 2022 года на нерыночных условиях акций (долей в уставных капиталах) хозяйственных обществ, обеспечив защиту прав и законных интересов российских граждан и юридических лиц, являющихся владельцами этих акций (долей в уставных капиталах).
Кроме того, поручено утвердить и на постоянной основе актуализировать перечень лиц недружественных иностранных государств, которые после 22 февраля 2022 г. прекратили (сократили) предпринимательскую деятельность на территории РФ, предусмотрев включение в этот перечень информации об условиях прекращения (сокращения) данной деятельности, акционерах (участниках) таких лиц и их бенефициарных владельцах, а также иной информации.
Подписан закон о признании иностранными агентами лиц, которые оказывают содействие в исполнении решений международных организаций, в которых РФ не участвует
Федеральный закон от 21.04.2025 N 89-ФЗ
Закон расширяет виды деятельности для целей признания лиц иностранными агентами и относит к таким видам деятельности:
оказание содействия в исполнении решений международных организаций, в которых РФ не участвует, или иностранных государственных органов, если они направлены против безопасности РФ (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275, 275.1, 276, 276.1 и 284.3 УК РФ);
вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в деятельность, указанную в пунктах 1, 1.1 и 2 части 6 статьи 4 Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», или финансирование деятельности, указанной в пунктах 1, 1.1, 2 и 2.1 части 6 статьи 4 указанного Федерального закона.
Даны разъяснения по вопросу предоставления сведений из ЕГРН в виде выписки об установленных в пользу отдельного лица ограничениях прав и (или) обременениях объекта недвижимости
Письмо Росреестра от 27.03.2025 N 13-00429/25
Сообщается, в частности, что в записях ЕГРН аренда недвижимого имущества отображается как ограничение права и обременение объекта недвижимости. При этом арендодатель является лицом, права которого ограничиваются, обременяются арендой, а арендатор — лицом, в пользу которого зарегистрированы ограничение права, обременение объекта недвижимости.
Исходя из изложенного, учитывая пункт 233 Порядка заполнения форм выписок из ЕГРН, утвержденного приказом Росреестра от 04.09.2020 N П/0329, в выписке из ЕГРН об установленных в пользу отдельного лица ограничениях прав и (или) обременениях объекта недвижимости, выданной по запросу арендатора недвижимого имущества, должны отображаться в том числе сведения об аренде этого недвижимого имущества (в случае, если аренда зарегистрирована в ЕГРН).
Расширен перечень подлежащих обязательному контролю операций с денежными средствами или иным имуществом на сумму от 1 млн. рублей
Федеральный закон от 21.04.2025 N 88-ФЗ
На кредитные организации возлагается обязанность направлять в Росфинмониторинг в том числе сведения: о зачислении денежных средств на счет или списании денежных средств со счета юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность по купле-продаже драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий; о покупке и продаже физическим лицом инвестиционных драгоценных металлов, монет из драгоценных металлов и обработанных природных алмазов; о покупке и продаже индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом драгоценных металлов в слитках, монет из драгоценных металлов и обработанных природных алмазов.
Кроме того, утратившими силу признаны нормы, согласно которым обязательному контролю подлежали получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом, а также внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста двадцати дней после дня его официального опубликования.
Дополнены полномочия Президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности
Постановление Правительства РФ от 23.04.2025 N 531
Предусмотрено, что Президиум Комиссии утверждает по представлению Минцифры перечень особо значимых проектов, являющихся ключевыми проектами по разработке или доработке и внедрению российских решений в сфере информационных технологий, реализация которых направлена на устранение рисков и последствий ограничительных мер, предпринятых иностранными государствами в отношении РФ, а также определяет порядок отбора проектов для включения в указанный перечень.
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
КС уточнил особенности применения положений ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» при продаже имущества унитарного предприятия
Постановление Конституционного Суда РФ от 24.04.2025 N 17-П
Отмечено, в частности, что основным законом о приватизации является Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», однако подпункт 9 пункта 2 статьи 3 данного Федерального закона исключает из сферы его действия отношения, возникающие при отчуждении государственными и муниципальными унитарными предприятиями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении. Однако специальный федеральный закон, регулирующий такие отношения, не принят.
В отсутствие специального регулирования сложился основанный на конституционном принципе защиты конкуренции подход, в соответствии с которым согласие собственника имущества, закрепленного за государственным или муниципальным унитарным предприятием, на его отчуждение целевым образом без проведения торгов недопустимо, так как является нарушением статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».
Порядок продажи недвижимого имущества унитарных предприятий закрепляется в правовых актах соответствующих публично-правовых образований. Но в случаях, когда такой порядок не утвержден, отчуждение имущества должно осуществляться с согласия собственника при условии проведения торгов в силу упомянутого конституционного принципа защиты конкуренции.
Обязательное проведение торгов выступает ограничением права унитарного предприятия на свободу осуществления предпринимательской деятельности, равно как и права публичного собственника по своему усмотрению определять юридическую судьбу имущества и не вступает в противоречие с конституционным принципом соразмерности ограничения прав на основании закона, поскольку за счет предоставления всем заинтересованным лицам равного доступа к муниципальному имуществу поддерживается конкуренция, обеспечивается профилактика правонарушений коррупционной направленности, что способствует максимальной эффективности использования публичной собственности в интересах населения соответствующего публично-правового образования.
Отмечено, что согласие собственника на отчуждение недвижимого имущества унитарного предприятия не может быть произвольным. Собственник обязан учитывать значение такого имущества для предприятия и оценивать необходимость имущества в осуществлении предприятием уставных видов деятельности. Если продажа имущества приведет к невозможности осуществления предприятием уставной деятельности, переход такого имущества в частную собственность возможен только путем преобразования унитарного предприятия в хозяйственное общество.
Таким образом, подпункт 9 пункта 2 статьи 3, пункт 4 статьи 5, подпункт 2 пункта 1 и пункт 5 статьи 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» не противоречат Конституции РФ, поскольку они:
допускают возможность продажи унитарным предприятием закрепленного за ним недвижимого имущества с согласия собственника такого имущества без использования процедур, предусмотренных указанным Федеральным законом, при условии, если это отчуждение не является способом обхода требований законодательства о приватизации или злоупотреблением правом на отчуждение унитарным предприятием в частную собственность закрепленного за ним имущества и проводится на торгах;
предполагают заключение договора купли-продажи и с единственным участником таких торгов в случае их признания несостоявшимися в связи с отсутствием других участников торгов, если положениями нормативного правового акта, регулирующего проведение этих торгов, или содержанием документации о торгах прямо не предусмотрено, что в этом случае договор не заключается и (или) применяются иные формы реализации соответствующего имущества.
ВС РФ обобщена практика рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением антимонопольного законодательства
В обзоре определены правовые позиции по следующим вопросам: квалификация административных правонарушений; производство по делам об административных правонарушениях; исчисление срока давности привлечения лиц к административной ответственности; расчет размера административного штрафа, в том числе с учетом обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность; назначение наказания за нарушение антимонопольного законодательства с применением положений статей 4.1, 4.12, 4.4 КоАП РФ.
Обобщена судебная практика разрешения споров о банкротстве за 2024 год
«Обзор судебной практики разрешения споров о несостоятельности (банкротстве) за 2024 год»
Определены следующие правовые позиции, в том числе:
понижение очередности требования кредитора в прекращенном деле о банкротстве не препятствует возбуждению нового дела о банкротстве на основании такого требования;
очередность удовлетворения требования о возврате финансирования не может быть понижена, если у кредитора отсутствует интерес в извлечении прибыли из деятельности общества;
при уступке кредитором требования по общему правилу передаются все иные связанные с ним требования, как упомянутые в договоре уступки, так и не упомянутые в нем.
Наши фирменные материалы
Новое в КонсультантПлюс
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 261-77-72, e-mail:hotline@inform.plus