Разъяснены отдельные вопросы в сфере управления МКД
Письмо Минстроя России от 04.07.2025 N 18667-ОГ/00
В письме содержатся ответы на следующие вопросы:
о личном обращении собственников помещений в МКД в действующий офис управляющей организации;
о надлежащем содержании общего имущества лицом, осуществляющим управление МКД, а также контроле за соблюдением установленной обязанности по содержанию общего имущества;
о проведении текущего ремонта общего имущества в МКД;
об установлении размера платы за содержание жилого помещения;
о смене недобросовестной управляющей организации.
Разъяснены некоторые вопросы внесения платы за жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда и коммунальные услуги
Письмо Минстроя России от 09.07.2025 N 39802-ДН/04
Со ссылками на действующее законодательство разъяснено, в частности, следующее:
— стороной договора управления МКД являются собственники помещений в МКД, заключение договора управления МКД с нанимателем жилого помещения законом не предусмотрено;
— договор предоставления коммунальных услуг в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, заключается с собственниками помещений, заключение указанного договора с нанимателем жилого помещения законом не предусмотрено;
— в случае, если помещение государственного или муниципального жилищного фонда передано в наем, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя такого помещения. Органы государственной власти или органы местного самоуправления несут обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг только в отношении незаселенных жилых помещений государственного или муниципального жилищных фондов;
— договор управления МКД с управляющей организацией и договоры предоставления коммунальных услуг с ресурсоснабжающей организацией заключают собственники помещений, в том числе наймодатель. При этом обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по указанным договорам возлагается на нанимателей жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;
— управляющая организация и ресурсоснабжающие организации, с которыми наймодателем заключены соответствующие договоры, обязаны на основании таких договоров и договоров найма жилых помещений предъявлять к оплате содержание жилого помещения и (или) коммунальные услуги нанимателям соответствующих жилых помещений.
Минстрой: состав счетной комиссии на общем собрании собственников помещений в МКД может определить только это собрание
Письмо Минстроя России от 05.08.2025 N 21383-ОГ/00
В письме отмечено, в частности, что жилищное законодательство не содержит прямых норм, указывающих на обязательное создание счетной комиссии, в компетенцию которой входит подсчет голосов по итогам проведения ОСС. Не определены требования к лицам, занимающимся подсчетом голосов. При этом сведения о таких лицах должны быть отражены в протоколе ОСС.
Часть 5 статьи 45 ЖК РФ не устанавливает обязательность включения в сообщение о проведении ОСС кандидатур членов счетной комиссии ОСС. Определение лиц, которые будут подсчитывать голоса по итогам собрания, осуществляется голосованием на ОСС в МКД, как и решение всех остальных вопросов, которые касаются порядка проведения ОСС (часть 1 статьи 45 ЖК РФ).
Следовательно, состав счетной комиссии может определить только ОСС. Для этого вопрос об избрании ее членов вносится инициатором в повестку дня и уведомление о проведении собрания, после чего ОСС должно проголосовать за предложенные кандидатуры.
Рассмотрен вопрос о расчете объемов электрической энергии, потребляемой на содержание общего имущества МКД
Письмо Минстроя России от 04.08.2025 N 21370-ОГ/00
По указанному вопросу проанализированы в том числе положения Жилищного кодекса, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а также Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, и материалы судебной практики.
Минстроем даны разъяснения по вопросу оснащения многоквартирного дома приборами учета используемых энергетических ресурсов
Письмо Минстроя России от 05.08.2025 N 21378-ОГ/00
В письме со ссылками на действующее законодательство отмечено, что основными условиями для установки и ввода в эксплуатацию застройщиком индивидуальных приборов учета потребляемой тепловой энергии являются следующие: многоквартирный дом должен быть введен в эксплуатацию после ремонта, реконструкции, строительства после 1 января 2012 года; объекты должны быть подключены к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Застройщик несет ответственность за установку и ввод приборов учета используемых энергетических ресурсов в эксплуатацию в пределах гарантийного срока и обязан устранить недостатки, выявленные в этот период. Если многоквартирный дом введен в эксплуатацию, а приборов учета нет или они не введены в эксплуатацию, то ответственное лицо определяется периодом выявления нарушения:
если нарушения обязательных требований, устанавливаемых федеральным законодательством, и договором долевого участия выявлены в пределах гарантийного срока, то ответственность за их устранение (в данном случае — установку ОДПУ и ИПУ и ввод их в эксплуатацию) несет застройщик;
если гарантийный срок закончился, то ответственность переходит к лицу, управляющему МКД.
Таким образом МКД, вводимые в эксплуатацию после дня вступления в силу Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ, должны быть оснащены ИПУ используемой тепловой энергии, введенными в эксплуатацию застройщиком.
Рассмотрен вопрос о содержании лифтов в МКД
Письмо Минстроя России от 06.08.2025 N 45893-ДН/04
В письме содержатся следующие выводы:
в случае если между лицом, осуществляющим управление МКД, и специализированной организацией по обслуживанию лифтов заключен договор на обслуживание лифтов в МКД, оплата в пользу специализированной организации должна осуществляться в размере, установленном таким договором, независимо от размера платы за содержание лифтов, утвержденной решением общего собрания собственников помещений в МКД;
услуги по содержанию лифтов являются составной частью содержания общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома, законодатель не устанавливает запрета самостоятельно определять собственникам размер и способы оплаты таких услуг.
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 261-77-72, e-mail:hotline@inform.plus