Обобщена судебная практика по делам, связанным с предоставлением и использованием публичных земельных участков для целей строительства
В документе отражены следующие правовые позиции, в том числе:
размещение на публичном земельном участке сооружений связи, возведение которых не требует получения разрешения на строительство, может осуществляться на основании разрешения уполномоченного органа без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута;
вид разрешенного использования публичного земельного участка, предоставленного по договору аренды для строительства конкретного объекта недвижимости, не подлежит изменению в целях строительства иного объекта;
предоставление в аренду публичного земельного участка, расположенного в границах территории, в отношении которой предусмотрено осуществление комплексного развития территории, в целях, не связанных с комплексным развитием, не допускается.
Представлен обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел по корпоративным спорам о субсидиарной ответственности контролирующих лиц по обязательствам недействующего ЮЛ
В обзоре отражены, в частности, следующие выводы:
— контролирующие лица могут быть привлечены к субсидиарной ответственности в случае исключения хозяйственного общества из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица, если в результате их поведения осуществление расчетов с кредиторами указанного общества стало невозможным;
— по спорам о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности кредитор доказывает наличие и размер задолженности, наличие у должника признаков недействующего юридического лица и то, что ответчики являлись контролирующими должника лицами;
— выполнение единственным участником хозяйственного общества одновременно функций его руководителя не является достаточным условием для привлечения такого участника к субсидиарной ответственности по обязательствам недействующего юридического лица;
— кредитор вправе обратиться в суд с иском о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности до исключения должника из ЕГРЮЛ, если юридическое лицо фактически прекратило свою деятельность;
— срок исковой давности по требованию о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности исчисляется со дня, когда кредитор узнал или должен был узнать о наличии оснований для привлечения контролирующих лиц к указанной ответственности;
— номинальное выполнение лицом функций руководителя хозяйственного общества не освобождает такое лицо от субсидиарной ответственности по обязательствам недействующего юридического лица.
В целях оптимизации административных процедур уточнены правила принятия решения о признании СОНКО исполнителем общественно полезных услуг
Постановление Правительства РФ от 14.11.2025 N 1795
Организация может быть признана исполнителем общественно полезных услуг при наличии заключения о соответствии качества, выдаваемого федеральными органами исполнительной власти (уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ), или заключения о надлежащей реализации проектов, выдаваемого Фондом президентских грантов.
Согласно поправкам, указанные заключения должны будут направляться в Минюст России в порядке межведомственного информационного взаимодействия не позднее одного рабочего дня со дня принятия соответствующего решения.
Таким образом, основанием для начала проведения мероприятий, направленных на подготовку решения о признании СОНКО исполнителем общественно полезных услуг, будет являться не поступление в Минюст России заявления организации, а поступление указанных заключений от уполномоченных органов.
С 1 января 2026 г. вводятся в действие методические рекомендации по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности
Приказ Росреестра от 31.10.2025 N П/0398/25
Настоящие методические рекомендации направлены на создание благоприятных условий ведения экономической деятельности на территории РФ, а также защиты экономических интересов арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Рекомендации не содержат обязательных требований и не устанавливают правовых норм.
Даны разъяснения по вопросу применения налогового ареста в банкротстве
«Вопрос-ответ о применении налогового ареста в банкротстве»
Сообщается, в частности, что в силу пункта 2.1 статьи 73 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) в случае неуплаты в течение одного месяца задолженности, указанной в решении о взыскании, исполнение которого обеспечено наложением ареста на имущество в соответствии с данным кодексом, либо вступления в силу решения, предусмотренного пунктом 7 статьи 101 данного кодекса, исполнение которого обеспечено запретом на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) без согласия налогового органа, имущество, в отношении которого применен указанный способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (сборов, страховых взносов) или принята обеспечительная мера, признается находящимся в залоге у налогового органа на основании закона.
Положения указанной нормы прямо указывают на возникновение залога в силу закона, что соотносится с содержанием пункта 1 статьи 334.1 ГК РФ, статей 18.1 и 138 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве).
Кроме того, в рамках налоговых правоотношений при наложении ареста в порядке статьи 77 НК РФ и применении обеспечительных мер в соответствии со статьей 101 НК РФ происходит идентификация и отделение имущества, что подтверждает особый характер возникающих залоговых прав государства в силу закона. Результаты идентификации и отделения имущества должника подлежат обязательному публичному раскрытию на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, с указанием имущества, в отношении которого вынесено соответствующее решение (пункт 4 статьи 72 НК РФ).
По этой причине арест, наложенный налоговым органом, порождает на основании пункта 2.1 статьи 73 НК РФ залог в силу закона, поэтому требования налогового органа в деле о банкротстве устанавливаются как обеспеченные залогом и налоговый орган как кредитор имеет права залогодержателя в отношении имущества, на которое ранее был наложен арест.
Также необходимо учитывать, что применение налоговым органом обеспечительных мер и последующее возникновение залоговых прав обусловлены публичными обязательствами и по смыслу пункта 4 статьи 61.4 Закона о банкротстве сами по себе не являются оспоримыми сделками.
По 31 декабря 2030 года продлен эксперимент по повышению качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах
Постановление Правительства РФ от 17.11.2025 N 1822
Также дополнен перечень сведений, обмен которыми организуется при проведении эксперимента.
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
![]()
Наши фирменные материалы
![]()
Новое в КонсультантПлюс
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 261-77-72, e-mail:hotline@inform.plus

