Порядок оплаты коммунальной услуги по отоплению в многоквартирных домах и жилых домов
Федеральный закон от 24.04.2020 N 128-ФЗ «О внесении изменений в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации»
Федеральным законом реализовано Постановление Конституционного Суда РФ от 10.07.2018 N 30-П.
Постановлением взаимосвязанные нормативные положения, содержащиеся в части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ и абзаце третьем пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, были признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они — по смыслу, придаваемому им в системе действующего правового регулирования правоприменительной практикой, — не предусматривают возможность учета показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена.
Федеральным законом предусмотрено, в частности, что правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством РФ. Указанные правила должны предусматривать в том числе порядок определения размера платы за тепловую энергию (мощность) в многоквартирных домах, которые оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и в которых не все помещения оснащены индивидуальными и (или) общими (для коммунальных квартир) приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний индивидуальных и (или) общих (для коммунальных квартир) приборов учета тепловой энергии.
Административная ответственность за переустройство или перепланировку
Федеральный закон от 24.04.2020 N 133-ФЗ «О внесении изменений в статью 7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
Установлена административная ответственность должностных, юридических лиц и ИП за самовольные порчу, переустройство или перепланировку жилых помещений.
Порча жилых помещений или их оборудования либо использование жилых помещений не по назначению повлечет наложение штрафа на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей, на юрлиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Самовольные переустройство и/или перепланировка помещения в многоквартирном доме повлекут наложение штрафа на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей, на юрлиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
За указанные административные правонарушения лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юрлица, несут административную ответственность как юрлица.
До 2021 года поверку бытовых счетчиков делать не нужно
Письмо Росстандарта, Росаккредитации от 21.04.2020 N AA-275/04/НС-73
Росстандарт и Росаккредитация пояснили: до 2021 года физлица — потребители коммунальных услуг могут использовать все бытовые приборы учета без очередной поверки. Это касается и тех счетчиков, срок поверки которых истек. Их показания должны принимать.
Компаниям и ИП, которые выполняют работы по поверке счетчиков, следует извещать обратившихся за ней физлиц о том, что проводить эти работы до 2021 года не нужно. Кроме того, ведомства просят разместить данную информацию на сайтах этих предприятий.
Рассмотренные выводы сделаны на основании постановления правительства, которым среди прочего запрещено до 2021 года взыскивать неустойку, если плата за жилье и коммунальные услуги внесена позже срока.
Субсидия на оплату ЖКХ, срок представления которой истекает в период с 1 апреля по 1 октября 2020 г., предоставляется на следующие 6 месяцев в беззаявительном порядке
Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 N 420
При этом субсидия предоставляется в том же размере на следующие 6 месяцев с перерасчетом ее размера после представления документов.
В случае если размер субсидии, исчисленный исходя из представленных документов, меньше размера выплаченной субсидии, предоставленной в беззаявительном порядке, возврат излишне выплаченных средств за период с 1 апреля 2020 г. по 1 октября 2020 г. не производится, а если превышает размер выплаченной субсидии, недоплаченные средства подлежат перечислению получателю субсидии в установленном порядке.
ПРОЕКТ: Правительство РФ предлагает изменить ответственность за некачественное предоставление коммунальных услуг
Проект Федерального закона N 938201-7
Согласно законопроекту, при предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, и (или) с нарушением качества их предоставления осуществляется изменение размера платы за коммунальные услуги в порядке, установленном Правительством РФ, вместо выплаты потребителю штрафа, как это предусмотрено в настоящее время.
Изменение размера платы осуществляется лицом, предоставляющим коммунальные услуги в соответствии с заключенным договором.
Также устанавливается порядок взаимодействия лица, ответственного за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организации по возмещению ей фактически понесенных расходов вследствие изменения размера платы за коммунальные услуги.
Актуализирован порядок размещения информации в единой информационной системе жилищного строительства
Постановление Правительства РФ от 18.04.2020 N 552
Предусмотрены, в том числе:
- порядок размещения информации в единой информационной системе жилищного строительства (ЕИСЖС) жилищно-строительными кооперативами;
- перечень документов, которые размещает в ЕИСЖС Минстрой России или определенное им подведомственное ему государственное (бюджетное или автономное) учреждение, осуществляющее ведение единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства;
- скорректированный перечень информации, размещаемой в ЕИСЖС органом регистрации прав.
Скорректирован порядок взаимодействия субъектов информации при использовании ими информационных ресурсов ЕИСЖС.
Позиция Минстрноя по вопросу реконструкции, перепланировки жилых помещений
Письмо Минстроя России от 03.03.2020 N 6370-ОГ/04 «О порядке переустройства, перепланировке жилых помещений»
Сообщается, что демонтаж оконного проема является реконструкцией, ведет к уменьшению размера общего имущества и возможен только с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Переустройство либо перепланировка жилых помещений осуществляются по согласованию с органом местного самоуправления, на территории которого находится жилое помещение.
Утепление балкона или лоджии будет производиться по согласованию с органом местного самоуправления. Вместе с тем, граждане вправе заменять окна и балконные двери с низкой энергоэффективностью на окна и балконные двери с улучшенными качествами.
Правила проведения капитального ремонта
Письмо Минстроя России от 19.03.2020 N 10212-АО/06 «О капитальном ремонте жилищного фонда»
Минстрой России информирует о правилах проведения капитального ремонта жилищного фонда.
Сообщается, в частности, что в соответствии с действующими Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления.
Примерный перечень работ, производимых за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в приложении N 8 к указанным Правилам.
Разъяснен вопрос о применении мер господдержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам
Письмо Минфина России от 08.04.2020 N 05-05-06/27632 «По вопросу применения мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам)»
Разъяснены нормы Федерального закона «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» и Положения о реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.09.2019 N 1170.
Сообщается, что расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке.
Перечень документов, необходимых для предоставления мер господдержки, предусмотрен пунктом 5 указанного Положения.
Состав заемщиков (солидарных должников) по кредиту определяется кредитным договором. Также установлена возможность участия в кредитном договоре третьих лиц.
ПРОЕКТ: Минстрой России предлагает урегулировать порядок пользования жилым помещением бывшими членами семьи собственника жилого помещения
Проект Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Проект разработан во исполнение Постановления Конституционного Суда РФ от 24.03.2015 N 5-П, которым статья 19 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» была признана не соответствующей Конституции РФ, в той мере, в какой на основании содержащейся в ней нормы разрешается вопрос о возможности сохранения права пользования жилым помещением в доме ЖСК за лицами, которые были включены в ордер на его предоставление, в случае обращения взыскания на данное жилое помещение как на заложенное имущество и его реализации с публичных торгов, что в системе сохраняющего неопределенность правового регулирования препятствует эффективной судебной защите прав и законных интересов собственника (приобретателя) жилого помещения, который при заключении договора купли-продажи не знал и не должен был знать о наличии права пользования приобретаемым им жилым помещением у членов семьи его прежнего собственника.
Проектом предлагается установить, что члены семьи собственника жилого помещения вправе требовать от собственника жилого помещения заключения с ними соглашения о пользовании жилым помещением (договор найма жилого помещения, договор безвозмездного пользования).
Собственник жилого помещения не вправе отказаться от заключения такого соглашения с бывшим членом своей семьи, в случае, если он был включен в ордер на данное жилое помещение, предоставленное на основании решения общего собрания ЖСК, утвержденного исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов, до вступления в силу Жилищного кодекса РФ, в том числе в ордер на жилое помещение, предоставленное в результате обмена жилых помещений в домах ЖСК или в случае, если в момент приватизации данного жилого помещения имел равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим.
Ограничение (обременение) права собственности на жилое помещение, возникающее на основании соглашения, подлежит государственной регистрации.
При отсутствии соглашения бывшие члены семьи собственника сохраняют право пользования жилым помещением в случае одновременного соблюдения условий, согласно которым указанные лица были включены в ордер на жилое помещение, зарегистрированы в таком жилом помещении по месту жительства, не имеют право собственности на другое жилое помещение, а также право пользования жилым помещением, предоставленным по договору социального найма.
Порядок подготовки заявок на предоставление поддержки на переселение из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года
Решение Правления Госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ» от 13.02.2020, протокол N 972 «О новой редакции рекомендаций по подготовке заявок на предоставление финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации — фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года» (ред. от 23.03.2020)
Рекомендован порядок подготовки заявок на предоставление поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года.
Рекомендации по подготовке заявок разработаны в целях методического обеспечения подготовки и представления в Фонд регионами заявок на предоставление им финансовой поддержки на реализацию региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденных на период 2019 — 2025 годов.
Вопросы для физических лиц
Ситуация: Как проводится капитальный ремонт жилых домов? («Электронный журнал «Азбука права», 2020)
Ситуация: Как получить жилищный сертификат? («Электронный журнал «Азбука права», 2020)
Ситуация: Как приватизировать квартиру? («Электронный журнал «Азбука права», 2020)
Ситуация: Как расприватизировать квартиру? («Электронный журнал «Азбука права», 2020)
Ситуация: Как приватизировать служебное жилое помещение? («Электронный журнал «Азбука права», 2020)
Ситуация: Как признать право собственности на жилой дом? («Электронный журнал «Азбука права», 2020)
Ситуация: Как перевести жилое помещение в нежилое? («Электронный журнал «Азбука права», 2020)
Ситуация: Как переселиться из аварийного жилья? («Электронный журнал «Азбука права», 2020)
Ситуация: Можно ли выделить долю в квартире в натуре? («Электронный журнал «Азбука права», 2020)
Жилищное право
Статья: Капремонт — анализ споров (Дружинина И.) («Жилищное право», 2020, N 3)
Статья: Животные в городе — анализ споров (Лизвинская В.) («Жилищное право», 2020, N 3)
Статья: Раздел зарубежного имущества: анализ споров (Мартасов Д.) («Жилищное право», 2020, N 3)
Статья: Снос дачных коттеджей: споры. На земле СНТ (Тихонова Н.) («Жилищное право», 2020, N 3)
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus