УФАС признало незаконными контракты на строительно-монтажные работы с одним едпоставщиком
Решение Пензенского УФАС России от 21.07.2020 по делу N 058/01/16-191/2020
Заказчик заключил с единственным поставщиком 3 контракта по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ:
- на 598 641,84 руб. заключен контракт на демонтаж дверных коробок, полотен, наличников, демонтаж и устройство полов, очистку и окрашивание потолков;
- 213 742,80 руб. — на окрашивание потолков, покрытие полов лаком, устройство плинтусов и дверных проемов;
- 43 266,96 руб. — на демонтаж светильников для люминесцентных ламп и монтаж светильников со светодиодной решеткой.
Прокуратура заподозрила нарушения и обратилась в контрольный орган.
Заказчик пояснил: финансирование закупок поступило поздно, поэтому он решил заключить контракты без проведения конкурентных процедур. Это проверяющих не убедило.
УФАС решило, что работы объединены хозяйственной целью и они являются однородными. Кроме того, в контрактах указаны те же место и сроки выполнения работ.
Контрольный орган отметил следующее. Хотя п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ не предусматривает ограничений по количеству работ с одним исполнителем, видам работ и срокам их исполнения, заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком, если проведение конкурентных процедур нецелесообразно из-за того, что организационные затраты на проведение закупки не соответствуют ее стоимости.
Закупку признали искусственно раздробленной, а заказчика — нарушившим Закон о защите конкуренции.
Участника госзакупки не включат в РНП, если заказчик неправомерно не учел протокол разногласий
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13.10.2020 N Ф05-14828/2020 по делу N А40-256373/2019
Заказчик разместил в ЕИС проект госконтракта. Победитель закупки представил в ответ протокол разногласий со следующими замечаниями:
- наименование победителя указано с опечаткой;
- заказчик не учел, что победитель работает по УСН;
- контракт заполнен без учета заявки участника.
Заказчик учел все замечания, кроме указания на опечатку в наименовании победителя закупки. Организация не стала подписывать контракт с ошибкой. Когда срок подписания контракта истек, заказчик направил в контрольный орган сведения о включении победителя закупки в РНП.
УФАС не обнаружило в действиях организации признаков недобросовестности и не включило сведения о ней в реестр, а вот заказчика посчитало нарушившим ч. 5 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ.
Заказчик попытался обжаловать это решение, но суды поддержали контрольный орган. Отметим, что в практике есть и другой пример ситуации, когда суды были против включения в РНП участника, который не подписал контракт, составленный без учета протокола разногласий. Не стало помехой даже то, что участник хотел с помощью протокола исправить ошибки, допущенные в заявке.
Право привлечь соисполнителя с лицензией не значит, что у участника госзакупки не должно быть своей
Решение Вологодского УФАС России от 23.07.2020 N 035/06/69-450/2020 (04-11/324-20)
Заказчик провел закупку, в которой требовалось представить лицензию. По условиям проекта контракта к его исполнению можно было привлечь соисполнителей.
Заявку участника отклонили за несоответствие требованиям документации о закупке: он представил в ней договор с соисполнителем и лицензию последнего, а вот свою лицензию не приложил. Участник посчитал решение комиссии незаконным.
Антимонопольный орган его не поддержал: право привлекать соисполнителя услуг с лицензией не освобождает участника закупки от представления своей лицензии в заявке. Заявку отклонили правомерно.
Минфин утвердил новое типовое положение (регламент) о контрактной службе в госзакупках
Приказ Минфина России от 31.07.2020 N 158н «Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе»
Документ начнет действовать, когда утратит силу типовое положение, утвержденное Минэкономразвития (п. 2 приказа). На данный момент приказа об утрате силы нет.
Типовое положение (регламент) устанавливает функции и полномочия контрактной службы при планировании закупок, определении поставщиков, заключении контрактов, а также при их исполнении, изменении и расторжении.
Например, по новому положению контрактная служба будет:
- разрабатывать план-график и размещать его в ЕИС;
- организовывать общественное обсуждение закупок;
- при необходимости организовывать консультации с поставщиками для определения состояния конкурентной среды, лучших технологий и других решений для нужд заказчика;
- подготавливать документацию, в том числе извещение, проект контракта и описание объекта закупки;
- размещать информацию в ЕИС;
- проверять обеспечение исполнения контракта;
- обеспечивать сохранность документов о закупках;
- обеспечивать исполнение условий контракта в части выплаты аванса;
- обеспечивать проведение внутренней или внешней экспертизы исполнения контракта или его этапа;
- оформлять документы о приемке исполнения контракта.
Заказчик с опозданием уведомил подрядчика о расторжении контракта — нет оснований включать его в РНП
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 08.10.2020 N Ф03-3645/2020 по делу N А51-18129/2019
Заказчик решил отказаться в одностороннем порядке от исполнения контракта из-за того, что нарушены сроки выполнения работ. Решение он разместил в ЕИС вовремя, а подрядчика уведомил по почте с опозданием.
УФАС не включило сведения в РНП, поскольку была нарушена процедура расторжения контракта.
Заказчик решил снова попытаться расторгнуть контракт. На этот раз он уведомил подрядчика вовремя. В сообщении заказчик указал, что отзывает первоначальное решение.
Контролеры опять не включили организацию в РНП, поскольку ранее приняли решение по этому подрядчику.
Суды поддержали антимонопольный орган. Если нарушен порядок расторжения контракта, сведения в РНП не включаются. Контролеры правомерно не рассмотрели повторное обращение с идентичным требованием.
Отметим, не всегда нарушение порядка расторжения контракта будет основанием для того, чтобы не включать сведения в РНП. Есть пример, когда заказчик разместил в ЕИС решение об одностороннем отказе с опозданием. Контрольный орган не стал включать сведения в РНП, так как процедура расторжения контракта нарушена. Однако суды заняли противоположную позицию: несвоевременное размещение решения в ЕИС не повод не включать сведения в РНП. Кроме того, просрочка была вызвана сбоем в системе, а недобросовестность поставщика была
Минздрав обновил типовой госконтракт на поставку медизделий
Приказ Минздрава России от 19.08.2020 N 855н
27 октября 2020 года вступают в силу поправки в типовой контракт на поставку медизделий. Применять их нужно будет по истечении 30 календарных дней после размещения в ЕИС. Пока их там нет.
У поставщиков появится больше обязанностей, в том числе:
- обучение правилам эксплуатации оборудования;
- инструктаж производителя (его представителя) для специалистов заказчика по техобслуживанию оборудования.
Кроме того, поставщики будут предоставлять все сведения, необходимые для использования медизделия: ключи, пароли доступа, программы, перечень расходных материалов и реагентов, которые можно применять при работе с оборудованием.
Форма спецификации к контракту станет более подробной. Среди прочего в ней предстоит указывать наименование товара по регудостовернию, дату и номер регистрации. Потребуется также отразить код позиции по КТРУ. Эту же информацию предусмотрели в форме акта приема-передачи товара.
Напомним, что типовой контракт применяется при закупке медизделий, в частности, с кодом по ОКПД2:
- 26.60.12 — электродиагностические аппараты;
- 32.50.11 — стоматологические инструменты и приспособления;
- 32.50.13.120 — некоторые офтальмологические инструменты и приспособления.
Ограничений по НМЦК нет.
Административная практика по Закону N 44-ФЗ: обзор за сентябрь
В каком случае услуги по комплексному обслуживанию помещений нельзя закупать путем конкурса, является ли изменение финансирования достаточным основанием для отмены закупки, что делать, если у руководителя участника истекли полномочия, — ответы на эти и другие вопросы в нашем обзоре.
Требования к участникам и описание объекта закупки
Для проведения дератизационных работ на территории медицинского учреждения участнику закупки не требуется лицензия на осуществление медицинской деятельности по оказанию услуг по дезинфекции (Московское УФАС).
Заказчику следует проверять актуальность ГОСТов, указанных в документации о закупке. Упоминание в документации утративших силу стандартов является нарушением (ФАС, Татарстанское УФАС, Якутское УФАС).
Основания для проведения конкурса и оценка его участников
Заказчик обязан проводить аукцион, а не конкурс, при закупке услуг по комплексному обслуживанию помещений, если в состав этих услуг входит уборка зданий и помещений, мытье окон, вывоз мусора (ФАС).
Нельзя оценивать опыт участников конкурса исключительно по госконтрактам. Участники могут подтвердить свой опыт иными гражданско-правовыми договорами (Иркутское УФАС). ФАС считает, что помимо госконтрактов нужно учитывать договоры, заключенные в рамках Закона N 223-ФЗ.
Отмена аукциона
Заказчик может без негативных последствий отменить аукцион позднее чем за 5 дней до окончания срока подачи заявок только при наличии обстоятельств непреодолимой силы. Изменение условий финансирования и расчета объемов по контракту таковыми не являются (Санкт-Петербургское УФАС).
Рассмотрение заявок участников аукциона
Аукционная комиссия не вправе отклонить заявку только на основании того, что, согласно сведениям, полученным посредством онлайн-сервиса ФНС, операции по счетам участника приостановлены. У комиссии должна быть информация о балансовой стоимости активов участника (Кемеровское УФАС).
Тот факт, что истек срок полномочий руководителя ООО, не дает оснований отклонять заявку участника закупки. У комиссии должна быть информация об избрании нового руководителя (Владимирское УФАС).
Судебная практика по Закону N 44-ФЗ: обзор за сентябрь
Мы выбрали 15 постановлений окружных судов, принятых в сентябре. Совместные конкурсы и аукционы, оформление извещения о закупке, разъяснение положений аукционной документации — это лишь часть вопросов, затронутых в обзоре.
Совместные конкурсы и аукционы
Не получится оспорить совместный конкурс или аукцион из-за слишком большой НМЦК, ограничивающей, по мнению заявителя, конкуренцию. Заказчики самостоятельно решают вопрос о проведении совместных закупок (АС Центрального округа).
Извещение о закупке
Информацию в извещении о закупке допускается указывать в виде отсылок на соответствующие пункты документации (АС Волго-Вятского округа).
Разъяснения положений аукционной документации
В случае изменения документации заказчик не обязан актуализировать разъяснения, которые были даны участникам закупки ранее (АС Западно-Сибирского округа).
Строительные закупки
Участник закупки с доптребованиями не обязан представлять в составе контрактов, подтверждающих его опыт, все приложения. Если из имеющихся документов можно установить факт выполнения работ, их характер и объем, заявку отклонять нельзя (АС Уральского округа).
Заказчик не вправе требовать, чтобы выписка из реестра членов СРО была выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок (АС Северо-Западного округа).
Закупка медицинских изделий и оборудования
Даже если заказчик уверен в том, что закупаемый товар не производится в России, он все равно обязан установить ограничения, предусмотренные постановлением N 102 (АС Восточно-Сибирского округа).
Если закупка предусматривает не только поставку оборудования, но и его последующее техническое обслуживание, заказчик должен установить требование о наличии у участников лицензии на техобслуживание медтехники (АС Дальневосточного округа).
Приемка по контракту
Заказчик не вправе штрафовать подрядчика, если последний использовал не предусмотренные контрактом материалы, но это не ухудшило, а наоборот улучшило результат работ (АС Западно-Сибирского округа).
Требование по банковской гарантии
Банк не может отказаться удовлетворять требование по гарантии на том основании, что расчет суммы требования не заверен печатью заказчика и подписан не его руководителем, а другим сотрудником (АС Уральского округа).
Подача жалобы в антимонопольный орган
При определении своевременности обжалования закупки во внимание нужно принимать момент подачи жалобы, а не момент ее регистрации антимонопольным органом (АС Поволжского округа).
Административная ответственность заказчиков и участников закупок
Дробление закупки на несколько договоров с единственным поставщиком является антиконкурентным соглашением и должно наказываться по ч. 4 ст. 14.32 КоАП РФ, а не по ч. 6 этой же статьи (АС Центрального округа).
Исполнение предписаний антимонопольных органов
Если антимонопольный орган считает, что в описании объекта закупки есть избыточные параметры, он должен явно указать на эти параметры. В противном случае предписание устранить недостатки закупочной документации является неисполнимым (АС Центрального округа).
Если представители заказчика присутствовали при оглашении решения и предписания УФАС и эти документы были своевременно размещены в ЕИС, заказчик обязан исполнить предписание. Ссылка на то, что копия предписания в адрес заказчика поступила с опозданием, не поможет (АС Северо-Западного округа).
Последствия признания контракта недействительным
Признание судом контракта, заключенного по результатам закупки, недействительным влечет двустороннюю реституцию: заказчик возвращает полученный товар, а поставщик — всю сумму полученной оплаты. Если у поставщика есть претензии к качеству и степени износа возвращенного товара, он может предъявить отдельный иск о взыскании убытков (АС Уральского округа).
Процессуальные особенности взыскания денежных средств с госзаказчиков
Суд не вправе рассматривать подобные споры в упрощенном порядке (АС Поволжского округа).
Наши фирменные материалы
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus