Обновленный порядок применения КОСГУ
Приказ Минфина России от 29.09.2020 N 222н «О внесении изменений в Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 ноября 2017 г. N 209н»
Поправки к Приказу N 209н действуют с 21 ноября. Основную часть новшеств нужно применять в работе с 2021 года, в том числе при планировании показателей на следующий год. Остальные изменения необходимо учесть в текущем году.
Какие поправки надо применять с 2020 года
Изменения технические. По многим ситуациям Минфин нормативно закрепил порядок классификации, который ранее приводил в разъяснениях. Сверьтесь с поправками, и если коды изначально определили неверно, отразите исправления в учете.
При реорганизации в течение года контрагента-юрлица расчеты с ним до конца года отражайте по прежним кодам. Это касается только статей КОСГУ 540, 640, 550, 650, 560, 660, 730 и 830. Правило применимо в случае, когда в результате реорганизации расчеты с контрагентом стали относиться к другой подстатье КОСГУ. Минфин уже требовал придерживаться такого подхода.
По кодам 212 и 214 КОСГУ к прочим несоциальным выплатам персоналу относите суммы, направленные на стимулирование занятости в определенной сфере, привлечение и сохранение кадрового потенциала, удовлетворение личных потребностей сотрудника. Если работы и услуги направлены на выполнение функций учреждения, компенсацию их стоимости сотруднику отражайте по подстатьям статьи 220 КОСГУ. Эти принципы ведомство приводило в письмах 2018 и 2019 годов.
К выплатам в натуральной форме относите не все соцпособия, которые предназначены для оплаты гражданами товаров, работ, услуг. В указанную категорию включайте только выплаты, у которых сумма выражена в стоимости покупки на момент назначения пособия. Если же сумма утверждена в виде норматива возмещения, пособие классифицируйте как выплату в денежной форме. Об этом Минфин указывал ранее.
Другие технические изменения с 2020 года
Код КОСГУ | Что изменилось |
129 «Иные доходы от собственности» | Отражайте по коду 129 доходы от предоставления права на заключение контракта или иного договора |
12K «Доходы от концессионной платы» | Для учета кассовых поступлений и выбытий код 12К не используйте |
141 «Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)» | Помимо штрафов, учитывайте по коду 141 пени и другие санкции за нарушения законодательства о закупках, условий контрактов и других договоров |
161 «Поступления капитального характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» | Учитывайте по коду 161, помимо прочего, доходы от возврата целевых межбюджетных трансфертов прошлых лет, в том числе неиспользованных |
163 «Поступления капитального характера в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от бюджетных и автономных учреждений» | Отражайте по коду 163, помимо прочего, доходы от возврата остатков прошлых лет по субсидиям на капвложения и иные цели |
176 «Доходы от оценки активов и обязательств» | Приводите по коду 176 результаты оценки в том числе валютных монетарных активов и обязательств, кроме средств в иностранной валюте и операций с ней |
211 «Заработная плата» | Относите к коду 211:
|
241 «Безвозмездные перечисления (передачи) текущего характера сектора государственного управления» | Бюджетные и автономные учреждения отражают по коду 241 в том числе безвозмездные перечисления средств в пользу РФ, региона, муниципального образования |
Какие изменения нужно учитывать с 2021 года
По подстатье 139 КОСГУ отражайте доходы от возмещения затрат на мероприятия по сокращению травматизма, профзаболеваний сотрудников, а также на санаторно-курортное лечение тех из них, кто работает во вредных или опасных условиях. В текущем году эти поступления учитывают по коду 134.
На подстатью 213 КОСГУ относите только расходы по уплате страховых взносов. Пособия сотрудникам учреждений и органов с нового года, скорее всего, ФСС будет выплачивать сам. Оставшуюся за работодателем выплату соцпособия на погребение учитывайте по коду 265. Оплату 4 дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами отражайте по коду 266.
Учитывайте по подстатье 292 КОСГУ штрафные санкции за прочие нарушения законодательства о налогах, сборах и страховых взносах (помимо просрочки уплаты последних). Ранее Минфин требовал отражать такие санкции по коду 295 КОСГУ.
Продолжайте отражать по подстатье 226 КОСГУ расходы на приобретение неисключительных прав пользования на программы, базы данных и другие результаты интеллектуальной деятельности. Прежде подстатью для учета таких затрат планировали заменить кодами 352 и 353 КОСГУ.
По коду 352 принимайте к учету неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности, по которым можно определить срок полезного использования. Объекты с неопределенным сроком учитывайте по коду 353. Кассовые поступления и выбытия по этим кодам не отражайте. Уменьшение остаточной стоимости или выбытие данных прав пользования относите на подстатьи 452 и 453.
Обесценение нематериальных активов с определенным сроком полезного использования учитывайте по коду 422, с неопределенным сроком — по новому коду 423.
Учреждения и органы, которые обеспечивают граждан льготными лекарствами и медизделиями, отражают по подстатье 263 КОСГУ в том числе расходы на транспортировку этих ценностей, хранение и отпуск через аптеки. Ранее Минфин относил такие затраты к подстатье 226.
Службы занятости отражают ряд соцвыплат по-другому. Для них дополнили перечни затрат, которые надо учитывать по кодам 262 и 263 КОСГУ.
С нового года вводятся и некоторые технические поправки. Полагаем, Минфин отсрочил их вступление в силу, так как предполагал правовую неопределенность при классификации отдельных операций в текущем году. Мы рекомендуем внедрить эти новшества с 2020 года. Если ранее вы применяли иной порядок классификации и решили перейти на новые правила со следующего года, согласуйте такое решение с учредителем и финорганом.
Технические изменения с 2021 года
Код КОСГУ | Что изменилось |
136 «Доходы бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет» | Отражайте по коду 136 поступления от возврата бюджетными и автономными учреждениями субсидий на государственное или муниципальное задание в том случае, когда оно не выполнено |
196 «Безвозмездные неденежные поступления капитального характера от организаций (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)» | Учитывайте по коду 196 в том числе поступления от ИП и физлиц — производителей товаров, работ, услуг |
221 «Услуги связи» | Относите к коду 221 абонентскую плату за пользование радиоточкой |
222 «Транспортные услуги» | Показывайте по коду 222 суммы:
|
224 «Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)» | Приводите по коду 224 суммы возмещения арендодателю или ссудодателю расходов на уплату налога на имущество и земельного налога |
225 «Работы, услуги по содержанию имущества» | Учитывайте по коду 225 расходы:
|
226 «Прочие работы, услуги» | Относите к коду 226:
|
228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» | Отражайте по коду 228 расходы:
Отметим, аналогичные затраты исключены из описания кода 226. Сделано это для того, чтобы при классификации учреждения не игнорировали цель расходов. Продолжайте использовать подстатью 226 в тех случаях, когда указанные затраты не связаны с капвложениями в основные фонды |
262 «Пособия по социальной помощи населению в денежной форме» | Органы власти и местного самоуправления учитывают по коду 262 соцвыплаты, которые относятся к публичным нормативным обязательствам.
Образовательные организации отражают по данному коду выплату:
|
263 «Пособия по социальной помощи населению в натуральной форме» | Организации для детей-сирот показывают по коду 263 расходы:
Отдельные организации отражают по данному коду оплату стоимости проезда детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации, к месту отдыха, оздоровления и обратно |
264 «Пенсии, пособия, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам в денежной форме» | Учитывайте по коду 264:
|
266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме» | Относите к коду 266 единовременные денежные поощрения (пособия) при увольнении работника в связи с выходом на пенсию за выслугу лет |
286 «Безвозмездные перечисления капитального характера некоммерческим организациям и физическим лицам — производителям товаров, работ и услуг» | Отражайте по коду 286 операции по предоставлению физлицам в безвозмездное пользование земель, которые находятся в государственной или муниципальной собственности |
296 «Иные выплаты текущего характера физическим лицам» | Приводите по коду 296 расходы на выплату:
|
297 «Иные выплаты текущего характера организациям» | Учитывайте по коду 297:
|
298 «Иные выплаты капитального характера физическим лицам» | Показывайте по коду 298 суммы возмещения гражданам за любую изъятую недвижимость, в том числе за жилье в многоквартирном доме, который признан аварийным |
299 «Иные выплаты капитального характера организациям» | Относите к коду 299 суммы возмещений за недвижимость, в том числе изъятую у ИП, физлица — производителя товаров, работ, услуг |
Новые правила обеспечения учреждений наличными и средствами для расчетов по картам
Приказ Казначейства России от 15.05.2020 N 22н «Об утверждении Правил обеспечения наличными денежными средствами и денежными средствами, предназначенными для осуществления расчетов по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, участников системы казначейских платежей»
С 1 января 2021 года правила обеспечения наличными и средствами для расчетов по картам регламентирует новый приказ Казначейства. Изменение обусловлено тем, что со следующего года учреждения и органы переходят на расчеты в системе казначейских платежей.
Правила существенно не отличаются от действующих. В них учли замену множества банковских счетов Казначейства и финорганов единым казначейским счетом, а также переход с 2023 года на распоряжения о совершении казначейских платежей. Объявление на взнос наличными в структурированном виде заменили аналогичной заявкой об их внесении.
Отметим, ряд форм, которые необходимы для проведения операций с наличными и по картам, утвердили отдельно в виде приложений к порядку казначейского обслуживания.
Поправки к планам счетов для учреждений
Приказ Минфина России от 30.10.2020 N 256н «О внесении изменений в приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 23 декабря 2010 г. N 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению»
Приказ Минфина России от 28.10.2020 N 246н
Приказ Минфина России от 30.10.2020 N 253н
Многие изменения в Инструкциях N 174н, N 162н и N 183н связаны с недавним обновлением Инструкции N 157н. Новшества разделены по срокам вступления в силу: некоторые из них нужно будет учесть уже при формировании годовой отчетности, другие — только с 2021 года. К примеру, со следующего года добавят счета для учета нематериальных активов с аналитическими кодами:
- N — научные исследования (научно-исследовательские разработки);
- R — опытно-конструкторские и технологические разработки;
- I — программное обеспечение и базы данных;
- D — иные объекты интеллектуальной собственности.
Более подробно мы разберем изменения в ближайшее время.
В нарушении порядка премирования работников суд не увидел нецелевого использования средств
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.10.2020 N Ф04-4124/2020 по делу N А27-24998/2019
Учреждение выплатило работникам разовые премии за активное участие в проведении мероприятий. На это были потрачены средства субсидии на выполнение муниципального задания.
В ходе проверки контрольно-счетная палата выявила нарушения. В положении учреждения об оплате труда приведено общее правило: при премировании должны оцениваться количественные и качественные показатели работы сотрудников. Для выплаты разовых премий организация такие показатели не утвердила, их оценку на момент проверки не провела. Кроме того, основанием для выплаты послужил приказ вышестоящего органа местного самоуправления. Тот не имел полномочий премировать работников подведомственных учреждений. Контролеры сделали вывод: такие выплаты не соответствуют системе оплаты труда в организации, а значит, не связаны с выполнением задания. Ее обвинили в нецелевом использовании субсидии.
Учреждение обратилось в суд и проиграло в двух инстанциях. Однако кассация рассудила иначе. Отступление от локальных актов может иметь формальный и устранимый характер. Само по себе оно не приводит к нецелевому использованию средств. Так, учреждение представило в суд приказы директора и протоколы оценки показателей, которые необходимы для премирования.
Судам надо было установить связь выплат с выполнением задания. Некоторые мероприятия, за участие в которых назначены премии, могли относиться к муниципальному заданию. Если это так, о нецелевом использовании средств говорить нельзя.
Дело отправлено на пересмотр.
Наши фирменные материалы
Пресса
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus