Изменения в планах счетов: к чему готовиться учреждениям
Приказ Минфина России от 28.10.2020 N 246н «О внесении изменений в приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. N 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению»
Приказ Минфина России от 30.10.2020 N 253н «О внесении изменений в приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. N 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению»
Приказ Минфина России от 30.10.2020 N 256н «О внесении изменений в приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 23 декабря 2010 г. N 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению»
Поправки к планам счетов N 162н, N 174н и N 183н находятся на регистрации в Минюсте. Планируют ввести такие же новшества, какие недавно появились в Едином плане счетов N 157н. Внесут и другие изменения. Расскажем о них в нашем обзоре.
Какие поправки нужно будет учесть с отчетности на 1 января 2021 года
Основные средства
Восстанавливайте объекты на балансе проводкой по счету 0 401 10 172. В инструкциях привели два случая, когда делают такую проводку. Первая ситуация: на забалансовый счет 02 списали объект, который перестал удовлетворять критериям актива. При этом собственник имущества потребовал начать использовать имущество по иному назначению или передать другому учреждению. Вторая ситуация: имущество учитываете на забалансовом счете 21, и собственник потребовал безвозмездно передать объект другому правообладателю.
При передаче основных средств работникам в личное пользование, отражайте имущество на забалансовом счете 27. Подобные объекты со стоимостью более чем 10 тыс. руб. продолжайте учитывать на счете 0 101 00 000, отразив по нему внутреннее перемещение.
Матзапасы
Объекты, учитываемые на забалансовых счетах 02, 03 и 07, восстанавливайте на счете 0 105 00 000 проводкой по счету 0 401 10 172. Так поступайте, если собственник потребовал безвозмездно передать запасы другому учреждению.
В аналогичном порядке учитывайте возврат матзапасов, которые находились в личном пользовании у сотрудников и числились на забалансовом счете 27.
Стоимость израсходованных матзапасов относите в том числе на счета 0 401 20 214, 0 401 20 223, 0 401 20 263, 0 401 20 265 и 0 401 20 267.
При изменении назначения матзапаса изменяйте его учетную группу путем внутреннего перемещения по дебету и кредиту счета 0 105 00 000.
Резерв под снижение стоимости готовой и биологической продукции, а также товаров начисляйте в тот момент, когда произошло снижение плановой цены реализации или распространения. В учете отразите проводку по дебету счета 0 401 20 274 и кредиту счетов 0 114 87 440, 0 114 88 440. При выбытии запасов или увеличении цены уменьшайте резерв обратной проводкой. В отношении запасов, которые в отчетном периоде реализовали по сниженным ценам, списывайте остатки со счетов 0 105 07 440, 0 105 08 440 в дебет счетов 0 114 87 440, 0 114 88 440.
Отметим, в Единый план счетов N 157н счета 114 87 и 114 88 введены с 2021 года. Учитывая поправки к планам счетов учреждений, такие счета надо применять с отчетности за 2020 год.
Поступление матзапасов в качестве возмещения ущерба казенные учреждения учитывают по дебету счета 0 105 00 000 и кредиту счета 0 209 00 000. Проводку по счету 0 401 10 172 для отражения подобной операции исключат. У бюджетных и автономных учреждений она пока остается. Рекомендуем им согласовать порядок отражения операции с учредителем и финорганом.
Земельные участки
Увеличение кадастровой стоимости земли отражайте по кредиту счета 0 401 10 176, уменьшение — по дебету этого счета. Метод «Красное сторно» не применяйте.
Раздел земельного участка отражайте проводками по счету 0 401 10 172, аналогично разукомплектации основного средства. По этому же счету уполномоченные органы отражают прием в состав казны земельного участка после разграничения права собственности на него.
Расчеты по операциям финансирования из бюджетов
Операции с межбюджетными трансфертами, субсидиями бюджетным и автономным учреждениям отражайте проводками, которые Минфин привел в системных письмах от 15 января и от 4 февраля 2020 года. Эти корреспонденции закрепят в инструкциях к планам счетов.
По субсидиям бюджетным и автономным учреждениям в том числе пропишут, что доходы текущего периода они отражают на основании информации о достижении условий предоставления средств. В качестве такой информации может выступать отчет по субсидии, извещение (ф. 0504805) или иной документ, который закреплен в соглашении. В какой ситуации применять каждый из этих документов Минфин тоже разъяснял. Ранее уточнили и методические указания к форме извещения.
Для получателей целевых межбюджетных трансфертов дополнительно изменят счет, на котором формируются остатки по неиспользованным средствам прошлого года к возврату. Такие суммы надо будет отражать на счете 0 303 05 000, а не на счете 0 205 00 000. Отметим, аналогичный порядок сейчас применяют бюджетные и автономные учреждения при отражении остатков прошлогодних субсидий к возврату.
Другие объекты учета
Если по одной смете создаете комплекс объектов нефинансовых активов, отражайте разукомплектацию вложений внутренним перемещением по дебету и кредиту счета 0 106 00 000.
При досрочном расторжении договора аренды или безвозмездного пользования остатки по счетам 0 111 40 000, 0 205 20 000, 0 302 20 000, 0 401 40 000, 0 401 50 000 списывайте проводками, обратными тем, которые вы отражали при признании объектов в учете. Метод «Красное сторно» не используйте. Аналогичные поправки в текущем году внесли в стандарт «Аренда».
Восстановление убытка от обесценения нефинансовых активов отражайте по дебету счета 0 114 00 000 и кредиту счета 0 401 20 274.
Бюджетные и автономные учреждения отражают уменьшение стоимости недвижимого и особо ценного движимого имущества на счете 0 210 06 000 по кредиту счета 0 401 10 172. Их учредители уменьшают показатель по счету 0 204 33 000 по дебету счета 0 401 10 172. Метод «Красное сторно» не применяется.
Помимо счетов 0 401 41 100 и 0 401 49 100 бюджетные учреждения применяют счета 0 401 42 100, 0 401 43 100 и 0 401 44 100. На дополнительных счетах выделяют суммы доходов, которые будут отнесены на финрезультат следующих трех лет.
Помимо этого, в инструкциях к планам счетов предусмотрят проводки для учета концессии и операций по долгосрочным договорам стройподряда.
Автономным учреждениям разрешат внедрить в 2020 году буквенные коды N, R, I, D по счетам 0 102 00 000, 0 104 20 000, 0 104 30 000, 0 106 20 000, 0 106 30 000, 0 114 20 000 и 0 114 30 000.
Порядок перехода на новые правила
Корректирующие проводки отражайте перед формированием отчетности на 1 января 2021 года. Новшества в аналитическом учете вы можете внедрить в течение 2020 года. Решение об этом закрепите в учетной политике. Право на досрочное внедрение новшеств не касается изменений в синтетических счетах.
Что нужно будет изменить начиная с межотчетного периода перед 2021 годом
При отражении входящих остатков на начало года по-новому формируйте номера счетов, в которых приведены коды 560 и 730 КОСГУ. В номерах этих счетов указывайте 3-й разряд подстатьи КОСГУ. Например, счет расчетов по коммунальным услугам с поставщиком — иной нефинансовой организацией формируйте так: 0 302 23 004.
Отметим, в Инструкции N 157н правило ежегодного обнуления кодов КОСГУ в номерах счетов приведено неполностью. Учитывая планируемые изменения, руководствуйтесь нормами инструкций к планам счетов, а не правилом Инструкции N 157н.
Какие поправки нужно будет учитывать с 2021 года
Права пользования нематериальными активами
Приобретенные права пользования принимайте к учету по дебету счета 0 111 60 000 и кредиту счета 0 302 26 730 (0 106 60 000).
Амортизацию начисляйте по дебету счета 0 401 20 226 (0 109 00 000) и кредиту счета 0 104 60 000. Прекращение прав пользования отражайте по дебету счетов 0 104 60 000, 0 114 60 000 и кредиту счета 0 111 60 000.
Другие объекты учета
В номерах счетов 0 304 66 000 и 0 304 76 000 указывайте код КОСГУ, исходя из типа вашего учреждения: казенные приводят коды 731 и 831, бюджетные и автономные — коды 732 и 832 КОСГУ. Отметим, аналогичный порядок сейчас действует для счетов 0 304 86 000 и 0 304 96 000.
Уполномоченные органы учитывают вложения в имущество казны по новому счету 0 106 50 000. Для него введены и аналитические коды видов. Отметим, поправки к Единому плану счетов и Инструкции N 157н предусматривают различные даты начала применения этого счета. Учитывая изменения в плане счетов N 162н, внедрить новшество нужно с 2021 года.
Перечень услуг, по которым муниципальные учреждения культуры не применяют ККТ
Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 N 2949-р
Перечень услуг действует с 12 ноября. В него вошли организация различных кружков, студий, клубов, проведение культурных мероприятий, экскурсий и др. При оказании подобных услуг муниципальные культурно-досуговые учреждения и музеи могут не применять ККТ.
Перед тем как руководствоваться перечнем, убедитесь, что ваше учреждение относится к организациям, указанным в Законе о ККТ. Освобождение от применения ККТ не распространяется, например, на муниципальные учреждения культуры, расположенные в городах и поселках городского типа.
Как отражать в учете и отчетности некоторые показатели санкционирования расходов
Вопрос: Об отражении в бухгалтерском (бюджетном) учете и отчетности принятых бюджетных обязательств по контракту и по оплате отпусков и компенсаций за неиспользованный отпуск. (Письмо Минфина России от 25.09.2020 N 02-06-10/86916)
Ведомство рассмотрело две ситуации, которые возникают при учете показателей санкционирования расходов.
В первом случае казенное учреждение отражало принимаемые обязательства очередных лет в отчете о бюджетных обязательствах (ф. 0503128).
Принимаемые обязательства учитывают на счете 502 07. Они возникают в день, когда размещено извещение о закупке конкурентным способом или направлено приглашение принять участие в ней.
Показатели санкционирования учитывают по годам, когда обязательство нужно исполнить. Если учреждение планирует оплату в следующем году, принимаемое обязательство отражают на счете 502 27. После того как контракт заключен, показатели переносят на счет 502 21. В отчете (ф. 0503128) сумму оплаты следующего года приводят в графах 7 и 8 разд. 3.
В первый рабочий день года, в котором обязательство нужно оплатить, показатели переносят на счет 502 11. В отчете (ф. 0503128) этого года суммы приводят в графе 7 разд. 1.
По общему правилу графа 8 разд. 1 отчета (ф. 0503128) заполняется на основании оборотов по дебету счета 502 17 и кредиту счета 502 11. Для показателей, перенесенных с прошлого года, такие обороты не формируются. Поэтому в графе 8 разд. 1 эти показатели не отражают.
Во втором случае казенное учреждение начисляло отпускные за счет резерва предстоящих расходов. При этом действии суммы со счета 501 93 переносят в дебет счета 501 13. Одновременно обязательства по счету 502 99 относят на кредит счета 502 11.
Обязательства по зарплате принимают в начале года на весь объем лимитов. После начисления отпускных появляются излишки ЛБО по дебету счета 501 13 и принятых обязательств по кредиту счета 502 11. Их нужно списать проводкой:
Дебет 1 501 13 211 Кредит 1 502 11 211 (методом «Красное сторно»).
Отметим, бюджетные и автономные учреждения применяют аналогичный порядок, поэтому также могут руководствоваться разъяснениями.
О сокращении численности сотрудников федорганов исполнительной власти с 2021 года
Постановление Правительства РФ от 16.11.2020 N 1829
Постановление Правительства РФ от 16.11.2020 N 1830
Сокращение коснется предельной численности штата органов власти, которыми руководит правительство, а также подведомственных им госорганов. Штат центральных аппаратов решено сократить на 5%, территориальных органов — на 10%.
Госорганы вправе перераспределить объем сокращения в пользу центральных аппаратов или территориальных органов. Однако размер экономии бюджетных ассигнований не должен уменьшиться из-за такого решения. Сэкономленные средства останутся в фонде оплаты труда. Их направят на улучшение системы мотивации сотрудников.
Как отметил председатель правительства в ходе совещания с вице-премьерами, сокращение проведут в основном за счет вакантных позиций.
Одновременно ужесточили требования к структуре тех же федорганов. В департаментах и управлениях министерств теперь должно быть не менее 40 штатных единиц. В аналогичных подразделениях служб и агентств — не менее 25 единиц, в отделах в составе департаментов и управлений — не менее 5 единиц. Численность сотрудников обеспечивающих подразделений центрального аппарата (бухгалтерия, кадры и др.) не должна превышать 30% его предельной численности.
Ограничения также установили по количеству замов, помощников, советников и референтов.
В особых случаях специальная подкомиссия правительственной комиссии может принять решение об отклонении от заданных параметров. Завершить организационно-штатные мероприятия планируют к 1 апреля 2021 года.
Утвержден ФСБУ госфинансов «Метод долевого участия»
Приказ Минфина России от 30.10.2020 N 254н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов «Метод долевого участия»
Стандарт устанавливает порядок отражения финансовых активов, предназначенных для получения доходов от участия (инвестиции), в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности с применением метода долевого участия, требования к информации об инвестициях, раскрываемой в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Применяется стандарт субъектами отчетности, на которых возложены полномочия по заключению и исполнению государственных (муниципальных) контрактов при осуществлении финансовых вложений и (или) функции по управлению имуществом публично-правовых образований.
Стандарт не подлежит применению в отношении инвестиций, предназначенных для отчуждения не в пользу организаций бюджетной сферы.
Стандарт применяется при составлении бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений начиная с отчетности 2022 года.
В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.
Утвержден ФСБУ госфинансов «Консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность»
Приказ Минфина России от 30.10.2020 N 255н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов «Консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность»
Стандарт разработан в целях обеспечения единства системы требований к бухгалтерскому учету государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, бюджетному учету активов и обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также к формированию информации об объектах бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, бюджетной отчетности.
Установлены термины и их определения, субъекты отчетности, порядок ее формирования, а также состав консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Стандарт применяется при составлении бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, начиная с отчетности 2022 года.
В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.
Наши фирменные материалы
Пресса
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus