Порядок предоставления информации о состоянии окружающей среды (экологической информации)
Федеральный закон от 09.03.2021 N 39-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Установлено, что информация о состоянии окружающей среды является общедоступной, к ней не может быть ограничен доступ, если только такая информация не отнесена законодательством РФ к государственной тайне.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, которые обладают информацией о состоянии окружающей среды (экологической информацией), или уполномоченные ими организации размещают на официальных сайтах в сети «Интернет» или с помощью государственных и муниципальных информационных систем информацию о состоянии окружающей среды (экологическую информацию) в форме открытых данных, содержащую в том числе сведения (сообщения, данные):
- о состоянии и загрязнении окружающей среды, включая состояние и загрязнение атмосферного воздуха, поверхностных вод водных объектов, почв;
- о радиационной обстановке;
- о стационарных источниках, об уровне и (или) объеме или о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ;
- об обращении с отходами производства и потребления;
- о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду.
Правила размещения и обновления информации о состоянии окружающей среды (экологической информации) утверждаются Правительством РФ.
Информация о состоянии окружающей среды (экологическая информация) предоставляется на безвозмездной основе, если иное не установлено Федеральным законом от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Корреспондирующие изменения, касающиеся порядка предоставления информации о состоянии окружающей среды (экологической информации) внесены также в Закон РФ от 21 июля 1993 года N 5485-1 «О государственной тайне», в Федеральные законы от 29 июля 2004 года N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» и от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Новый Порядок учета в области обращения с отходами
Письмо Минприроды России от 05.02.2021 N 25-50/1295-ОГ «О рассмотрении обращения по вопросу регулирования деятельности в области обращения с отходами производства и потребления»
Порядок утвержден Приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1028, и устанавливает требования к организации и ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Порядком установлены:
- требования к ведению инвентаризации отходов и оформлению ее результатов;
- новые формы таблиц учета отходов, особенности их ведения и срок хранения на предприятии.
По результатам инвентаризации хозяйствующий субъект должен сформировать перечень образующихся видов отходов, подлежащих учету по установленной Порядком форме.
Учет ведется в электронном виде или на бумажном носителе. Данные учета обобщаются только по итогам календарного года по состоянию на 1 января в срок не позднее 25 января года, следующего за отчетным периодом. В случае ведения учета в электронном виде обобщенные данные учета по итогам календарного года выводятся на бумажный носитель и заверяются подписью ответственного лица.
Ужесточаем требования к исполнителям работ по ликвидации и (или) рекультивации объектов накопленного вреда окружающей среде
Письмо Минприроды России от 20.01.2021 N 12-53/1087 «О предупреждении возможных правонарушений при выполнении работ по ликвидации и (или) рекультивации объектов накопленного вреда окружающей среде»
С целью предупреждения и пресечения риска выполнения работ недобросовестными исполнителями рекомендуется:
- усилить контроль за соблюдением требований к участникам закупки на выполнение работ;
- установить в извещении об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица;
- установить в извещении об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки критерий оценки заявок квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации;
- установить порядок осуществления оперативного контроля за ходом выполнения работ.
Кроме того. особое внимание следует обращать на информацию в поступающих обращениях граждан и организаций относительно возможного нецелевого использования бюджетных средств, а также нарушений природоохранного законодательства в отношении проводимых работ с целью выявления и пресечения фактов невыполнения либо ненадлежащего выполнения работ.
Перечень актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора)
Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) (утв. Минприроды России)
Перечень включает, в том числе: гиперссылки на текст нормативного правового акта на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru); реквизиты структурных единиц нормативного правового акта, содержащих обязательные требования; категории лиц, обязанных соблюдать установленные НПА обязательные требования; виды экономической деятельности лиц, обязанных соблюдать установленные нормативным правовым актом обязательные требования, в соответствии с ОКВЭД; вид государственного контроля (надзора), наименование вида разрешительной деятельности, в рамках которых обеспечивается оценка соблюдения обязательных требований, установленных нормативным правовым актом.
Перечень содержит акты, их отдельные положения в сферах федерального государственного экологического надзора, государственного земельного надзора, государственного экологического надзора во внутренних морских водах и в территориальном море РФ, государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, государственного надзора в сфере охраны водных объектов и др.
Порядок исчисления размера вреда атмосферному воздуху как компоненту природной среды
Приказ Минприроды России от 28.01.2021 N 59 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды»
Утвержденной Методикой учитывается причинение вреда в результате осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, I, II, III категорий, выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, превышающих:
- для объектов I категории — технологические нормативы, нормативы допустимых выбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), установленные комплексным экологическим разрешением;
- для объектов II категории, для которых при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям может быть получено комплексное экологическое разрешение, — технологические нормативы, нормативы допустимых выбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), установленные комплексным экологическим разрешением;
- для не указанных выше объектов II категории, — нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в декларации о воздействии на окружающую среду;
- для объектов III категории — нормативы допустимых выбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), превышающие нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.
Паспортизация отходов производства и потребления
Письмо Минприроды России от 02.02.2021 N 25-50/1086-ОГ «О рассмотрении обращения по вопросу паспортизации отходов производства и потребления»
Разъяснены особенности применения положений:
- Порядка паспортизации отходов I — IV классов опасности, утвержденного Приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1026;
- Порядка подтверждения отнесения отходов I — V классов опасности к конкретному классу опасности, утвержденного Приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1027;
- Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1028;
- Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного Приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792.
Пресса
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus