Самые интересные новости для специалиста по закупкам за март
Изменения законодательства
В рамках квотирования по Закону N 223-ФЗ надо учитывать товары из ЕАЭС.
Изменили перечень иностранных медизделий с ограничением допуска к госзакупкам.
Утвердили новый типовой госконтракт на поставку лекарств.
Судебная практика
КС РФ разобрался, можно ли привлечь по ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ за просрочку исполнения госконтракта.
Разъяснения ведомств
Минфин разъяснил нюансы согласования заключения госконтракта с едпоставщиком.
Проекты
Хотят изменить:
- особенности определения НМЦК в рамках квотирования по Закону N 44-ФЗ;
- доптребования к операторам ЭП и нормы о согласовании госконтракта с едпоставщиком;
- перечень товаров, работ и услуг для закупок у предприятия или учреждения УИС как у едпоставщика.
КС РФ: можно ли привлечь за просрочку исполнения госконтракта
Постановление Конституционного Суда РФ от 18.03.2021 N 7-П «По делу о проверке конституционности части 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Компания Ладога»
Стороны заключили контракт на поставку запчастей для сельской электростанции. Исполнитель поставил товар с просрочкой и заплатил за это пени заказчику.
Позднее по заявлению надзорного органа суды оштрафовали поставщика по ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ за неисполнение обязательств по контракту с причинением вреда обществу и государству. Их мотив был такой:
- поставка товара с просрочкой означает, что контракт не исполнен;
- несвоевременное исполнение контракта ущемило права сельских граждан, поскольку те остались без электричества, нарушило нормальный режим работы учреждений и предприятий.
Поставщик с этим не согласился и обратился в КС РФ: названная норма противоречит Конституции, поскольку допускает широкое толкование. Наказать по ней можно не только за неисполнение обязательств, но и за их просрочку. В данном случае, контракт все же был исполнен, хоть и с опозданием. Значит, неисполненных обязательств нет.
КС РФ не поддержал поставщика. Среди прочего он отметил:
- в норме ответственность не за неисполнение контракта, а за действия (бездействие), которые привели к этому. Под ними понимают не только неисполнение контракта в прямом смысле, но и просрочку;
- в каждом случае устанавливают реальный вред обществу и государству, а также причинно-следственную связь между действиями (бездействием) и наступлением вреда. Существенность вреда может быть в материальном ущербе, нарушении нормальной работы органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, как в данной ситуации;
- не имеет значения, что законодательно не разграничили как именно причинен вред — неисполнением или просрочкой. Последняя тоже может повлечь общественно-опасные последствия;
- защита отношений названной нормой не должна зависеть от характера и вида допущенных виновным нарушений, поскольку это может привести к освобождению от ответственности за вред от его действий;
- норма нужна, чтобы стимулировать исполнение контрактных обязательств и не допускать существенного вреда обществу и государству. Ее нельзя назвать неконституционной.
При рассмотрении данного дела КС РФ опирался на судебную практику и позицию ФАС.
Новый типовой госконтракт на поставку лекарств
Приказ Минздрава России от 18.01.2021 N 15н «Об утверждении типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения и информационной карты Типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения»
В новом документе расширили перечень кодов объекта закупки по ОКПД2. Коды для применения типового контракта теперь такие: 21.20.1 — 21.20.23.194.
Контракт привели в соответствие с законодательством. Например, положения о его обеспечении дополнили условием, когда участник закупки среди СМП и СОНКО освобождается от такого обеспечения.
В положениях об ответственности сторон учли новые правила определения штрафов за ненадлежащее исполнение контракта, который заключен по итогам закупки среди СМП и СОНКО.
Кроме того, разработали образец заявки на получение (выборку) товара. Она будет нужна при закупке лекарств с неизвестным объемом.
Ограничений по цене по-прежнему нет.
Приказ вступает в силу 3 апреля взамен действующего. Применять новый контракт нужно по истечении 30 календарных дней после его размещения в ЕИС. Пока его там нет.
По теме:
Путеводитель по договорной работе. Государственный и муниципальный контракт
Путеводитель по контрактной системе в сфере закупок. Контракт
Готовое решение: Как закупить лекарственные средства по Закону N 44-ФЗ (КонсультантПлюс, 2021)
Минфин разъяснил нюансы согласования заключения госконтракта с едпоставщиком
Письмо Минфина России от 18.03.2021 N 24-04-07/19432 «О направлении информации по вопросам осуществления контроля в сфере закупок, согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)»
Заказчик должен направить участнику проект контракта, а участник обязан подписать и вернуть его, не дожидаясь согласования.
Нарушения могут быть обнаружены при согласовании, даже если ранее федеральные контролеры провели внеплановую проверку и претензий не было.
Рассмотрели также ситуацию, когда в отношении закупки есть и предписание федерального органа, и согласование от органа другого уровня. В частности, если предписано отменить итоги закупки, заключить контракт нельзя. В остальных случаях заключение контракта допустимо, если это не противоречит предписанию. Однако сначала нужно исполнить требования контролеров.
По теме:
Готовое решение: Как заключить контракт с единственным поставщиком (КонсультантПлюс, 2021)
Наши фирменные материалы
Пресса:
Статья: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта 2021 г. N 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (Филиал партнерства с ограниченной ответственностью Брайан Кейв Лейтон Пейзнер (Раша) ЛЛП в г. Москве, Антимонопольная практика) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus