Расширены цели ипотечного кредитования с предоставлением мер господдержки семьям с детьми
Федеральный закон от 30.04.2021 N 118-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Мера господдержки в виде полного или частичного погашения обязательств по ипотечному жилищному кредиту (займу) в сумме не более 450 тысяч рублей предоставляется матери или отцу, у которых в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года родился третий ребенок или последующие дети, и которые являются заемщиками по ипотечному жилищному кредиту (займу).
Согласно принятому закону целью такого ипотечного кредита (займа) в числе прочего может быть:
- строительство на территории РФ объекта индивидуального жилищного строительства (ИЖС);
- приобретение объекта ИЖС, строительство которого не завершено;
- уплата (внесение) паевого взноса члена жилищно-строительного кооператива и др.
Определен перечень лиц, которые могут быть кредиторами (заимодавцами) по договорам, на погашение которых направляются средства в рамках мер господдержки.
Минстрой России будет единолично осуществлять регулятивные полномочия в сфере системы ЖКХ
Федеральный закон от 30.04.2021 N 121-ФЗ «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»
Ранее указанные полномочия осуществлялись Минстроем России совместно с Минцифры России.
Теперь Минстрой России, являющийся государственным заказчиком указанной системы и ответственный за координацию работ по ее созданию, эксплуатации и модернизации, будет единолично исполнять функции по утверждению подзаконных актов, регламентирующих требования к системе и порядок ее работы.
Конституционный Суд РФ проверил порядок оплаты за коммунальную услугу по отоплению
Постановление Конституционного Суда РФ от 27.04.2021 N 16-П «По делу о проверке конституционности абзаца третьего пункта 42(1), пунктов 44 и 45 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а также формулы 3 приложения N 2 к данным Правилам в связи с жалобой гражданки В.Н. Шестериковой»
По мнению заявительницы, оспариваемые нормативные положения (абзац третий пункта 42.1, пункты 44 и 45 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а также формула 3 приложения N 2 к данным Правилам) не соответствуют Конституции, поскольку обязывают собственников жилых помещений в многоквартирном доме, которые перешли на отопление с использованием индивидуальных источников тепловой энергии, нести расходы, связанные с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, хотя места общего пользования в таком доме не имеют отопительных приборов и иных теплопотребляющих элементов системы отопления, тем самым понуждая этих лиц оплачивать фактически не оказанную им услугу.
Конституционный Суд РФ признал указанные положения:
- не противоречащими Конституции в той мере, в какой эти нормативные положения предполагают оплату коммунальной услуги по отоплению, предоставленной на общедомовые нужды, собственниками и пользователями всех помещений, которые расположены в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения и оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, в том числе собственниками и пользователями жилых помещений, переведенных с соблюдением установленного порядка переустройства системы внутриквартирного отопления на отопление с использованием индивидуальных источников тепловой энергии, исходя из приходящейся на конкретное помещение доли от общего объема (количества) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на содержание общего имущества многоквартирного дома, на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, обеспечивая тем самым равное распределение между всеми собственниками и пользователями помещений в таком многоквартирном доме расходов, связанных с потреблением тепловой энергии, поступающей в этот дом по централизованным сетям теплоснабжения, на общедомовые нужды;
- не соответствующими Конституции в той мере, в какой эти нормативные положения обязывают собственников и пользователей жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, который подключен к централизованным сетям теплоснабжения и оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и переведенных с соблюдением установленного порядка переустройства системы внутриквартирного отопления на отопление посредством индивидуальных источников тепловой энергии, вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в случае, когда помещения общего пользования данного многоквартирного дома не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой системы отопления, не учитывая при этом фактическое участие этих лиц в опосредованном отоплении указанных помещений общего пользования и тем самым многоквартирного дома в целом, а также в обусловленных таким участием расходах, связанных с обеспечением общедомовых нужд.
При этом Правительство РФ должно внести изменения в действующий порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, если отдельные помещения в таком доме переведены на отопление с использованием индивидуальных источников тепловой энергии, а помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой системы отопления.
Семьи с детьми смогут получить льготный кредит на строительство частного дома и приобретение земельного участка
Постановление Правительства РФ от 14.04.2021 N 587 «О внесении изменений в Правила возмещения Российским кредитным организациям и акционерному обществу «ДОМ.РФ» недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей»
Правительство расширило условия программы «Семейная ипотека».
Ипотеку со ставкой до 6% годовых можно будет получить не только на покупку готового жилья, но и на строительство индивидуального жилого дома и приобретение земельного участка, при условии, что указанное строительство осуществляется по договору подряда юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Стали проще условия рефинансирования ипотечного кредита, на погашение которого направлены средства материнского капитала
Постановление Правительства РФ от 16.04.2021 N 603 «О признании утратившим силу подпункта «г» пункта 15(1) Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий»
Внесены изменения в Правила, согласно которым в течение 6 месяцев после погашения ипотеки с помощью нового кредита заемщик обязан был оформить жилое помещение в общую собственность семьи владельца сертификата.
В таком случае рефинансирующий банк получал в залог квартиру, собственниками которой в том числе являлись несовершеннолетние граждане. По этой причине банки отказывались на рефинансирование ипотеки с маткапиталом.
Теперь семьи смогут оформлять квартиру на детей после полного погашения кредита, предоставленного банком, рефинансировавшим ипотеку.
Порядок установления периодичности проведения влажной уборки общего имущества в многоквартирном доме с применением моющих и чистящих средств
Письмо Роспотребнадзора от 02.04.2021 N 09-6588-2021-40 «О рассмотрении обращения»
Сообщается, в частности, что минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» (вместе с «Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме»).
В соответствии с пунктом 2 Правил оказания услуг, перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом:
- в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме — в случае, если управление многоквартирным домом осуществляется непосредственно собственниками помещений в многоквартирном доме;
- в договоре управления многоквартирным домом — в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией;
- в порядке, определенном уставом товарищества или кооператива — в случае, если управление общим имуществом в многоквартирном доме осуществляется непосредственно товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
- в договоре оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- в решении застройщика, если застройщик непосредственно управляет многоквартирным домом.
Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за содержанием помещений общего пользования многоквартирных жилых домов в части кратности проведения влажной уборки с применением моющих и чистящих средств необходимо осуществлять с учетом требований жилищного законодательства.
Формула, по которой определяется размер возмещения гражданину — члену потребительского кооператива, которому переданы права застройщика на проблемный объект
Постановление Правительства РФ от 09.04.2021 N 566 «О внесении изменений в приложение к Правилам выплаты возмещения гражданам, являющимся членами жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, который создан в соответствии со статьей 201.10 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и которому были переданы права застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок»
Формула дополнена еще одним показателем, участвующим в расчете размера возмещения.
Теперь при расчете размера возмещения будет учитываться доля гражданина — члена кооператива в праве собственности на жилое помещение, которой он обладал бы после госрегистрации права собственности.
Расширены возможности Фонда защиты прав граждан — участников долевого строительства по финансированию строительства проблемных объектов
Постановление Правительства РФ от 10.04.2021 N 575 «О принятии публично-правовой компанией «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства» решений о финансировании мероприятий, предусмотренных частью 2 статьи 13.1 Федерального закона «О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Предусмотрено, что при наличии условий из числа установленных частью 3.3 статьи 13.1 Федерального закона «О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Фонд принимает решение о финансировании мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства (далее — объект) при одновременном соблюдении следующих условий:
- на проектную документацию объекта получено положительное заключение экспертизы такой документации;
- объект расположен на земельном участке, вид разрешенного использования которого допускает строительство на нем указанного объекта;
- объем строительно-монтажных работ, выполненных в отношении объекта, составляет не менее 50 процентов объема строительства в соответствии с проектной документацией и подтвержден отчетом об оценке;
- в отношении лица, привлекающего денежные средства и (или) имущество участников строительства, введена одна из процедур, применяемых в деле о банкротстве, и применяются правила о банкротстве застройщиков;
- строительство объекта в зонах с особыми условиями использования территорий осуществлялось с соблюдением ограничений, установленных законодательством;
- наличие действующих технических условий на подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения;
- документальное подтверждение субъектом РФ наличия в бюджете бюджетных ассигнований на софинансирование расходных обязательств региона по финансовому обеспечению реализации мероприятий, предусмотренных частью 2 статьи 13.1 вышеуказанного Федерального закона;
- неприменение мер процессуального принуждения в ходе уголовного судопроизводства в виде наложения ареста на объект и (или) земельный участок, предназначенный для строительства такого объекта.
Порядок формирования розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд
Приказ ФАС России от 25.02.2021 N 156/21 «О внесении изменений в Методические указания по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, утвержденные приказом ФАС России от 7 августа 2019 года N 1072/19»
В частности, в расходы субъекта регулирования, входящие в структуру себестоимости, включены транспортные расходы на доставку сжиженного газа до потребителей.
Расчет транспортных расходов на доставку сжиженного газа до потребителей в баллонах в автоцистернах, отнесенных на себестоимость, осуществляется на основании представляемых субъектом регулирования обоснованных расчетов.
Транспортные расходы на доставку сжиженного газа в баллонах и в автоцистернах до потребителей, отнесенные на себестоимость, могут рассчитываться дифференцированно по территориальным единицам субъектов РФ, исходя из определяемых раздельно по территориальным единицам экономически обоснованных расходов на доставку.
Вопрос о порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту
Письмо Минстроя России от 05.04.2021 N 13510-МЕ/06 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в этих целях»
Сообщается, в частности, что Закон N 44-ФЗ применяется региональным оператором только в части проведения закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций самого регионального оператора, а привлечение региональными операторами подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме регламентируется нормами Постановления Правительства РФ от 01.07.2016 N 615.
В настоящее время региональный оператор устанавливает сроки оплаты оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах исходя из прогнозируемой собираемости взносов на капитальный ремонт, предоставляемой государственной поддержки и объемов финансовых обязательств по исполнению региональных программ капитального ремонта.
Договоры по ускоренному проведению капитального ремонта допускают предоставление заказчику рассрочки (отсрочки) исполнения обязанности по оплате выполненных работ и (или) оказанных услуг до трех лет. Кроме того, стоимость работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предусмотренная договором, должна укладываться в предельную стоимость таких услуг и (или) работ, определенную нормативным правовым актом субъекта РФ, которая может оплачиваться региональным оператором за счет фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт.
В обязательном порядке сведения об условиях оплаты выполненных работ (услуг) указываются в извещении о проведении электронного аукциона. Подрядная организация вправе не участвовать в аукционе в случае, если ее не устраивают условия договора в части сроков оплаты выполненных работ.
Вопрос о предоставлении регулируемыми организациями обосновывающих документов к заявлениям об установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду
Письмо ФАС России от 05.04.2021 N ВК/26199/21 «О рассмотрении обращения»
В частности, отмечается, что в составе предложения об установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду, подаваемую с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) или закрытой системы горячего водоснабжения, на очередной период регулирования регулируемая организация вправе не предоставлять документы и материалы, предоставленные ею в орган регулирования в соответствии с Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075, и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406, в составе предложений об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, холодную воду и обосновывающие размеры указанных тарифов, исходя из которых определяются значения компонентов на тепловую энергию, теплоноситель и на холодную воду.
При этом предложения регулируемых организаций об установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду должны содержать информацию о предоставлении указанных документов и материалов в составе поданных такими организациями в орган регулирования предложений об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, и на холодную воду.
Наши фирменные материалы
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus