ПРОЕКТ: Порядок осуществления малых закупок у СМСП в электронной форме с 1 июля 2022
Проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. N 1352»
Проектом предусматривается осуществление таких закупок на основе принципов «электронного магазина», согласно которым участники закупок предварительно размещают на электронной площадке заявки-оферты, а заказчик выбирает из них предложения о поставке товара, выполнении работы или оказании услуги, соответствующие его требованиям.
Также в проекте подчеркивается, что цена договора, заключенного с применением такого способа закупки, не должна превышать 20 млн. рублей.
Примеры рискованных требований из споров за 2019 – 2021 годы
Закон N 44-ФЗ не дает однозначного ответа на вопрос, какие требования к опыту можно установить для оценки заявок. Допустимы ли условия о том, что учитываются только госконтракты, работы, выполненные за определенный период или на конкретной территории? Об этих и других ситуациях читайте в обзоре.
- Оценка опыта исключительно по госконтрактам
АС Дальневосточного округа решил, что заказчик имеет право принимать во внимание только опыт работы по госконтрактам. Это позволяет выбрать наиболее подходящего исполнителя. Требование не препятствует участию в конкурсе и никому не создает преимуществ. Участники без опыта могут конкурировать с другими за счет цены. ВС РФ не стал пересматривать дело.
Однако встречается и противоположный подход. АС Северо-Западного округа и 8-й ААС признавали, что такое условие незаконно, поскольку ставит участников в неравное положение. Суд отклонил довод о том, что заказчик не может проверить, выполнен ли договор по Закону N 223-ФЗ без нарушений.
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.06.2020 N Ф03-2362/2020 по делу N А59-3226/2019 Требование: О признании незаконным решения антимонопольного органа. Обстоятельства: Оспариваемым решением признана необоснованной жалоба участника закупки, который считает неправомерным установление заказчиком в конкурсной документации условия о подтверждении опыта участника конкурса исключительно государственными или муниципальными контрактами. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку обозначенные заказчиком показатели отражают необходимые и значимые для него характеристики, отвечают требованиям объективности и определенности, не ограничивают потенциальных участников конкурса и не создают необоснованные преимущества отдельным его участникам
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.02.2021 N Ф07-16299/2020 по делу N А05-5797/2020 Требование: О признании недействительными конкурса и государственного контракта на изготовление модульного протеза бедра. Обстоятельства: Общество ссылается на ограничение оценки заявок участников по нестоимостному критерию принятием во внимание только опыта работ по государственным контрактам. Решение: Требование удовлетворено, поскольку установление указанного критерия свидетельствует об ограничении заказчиком показателя критерия «квалификация участника закупки»: в преимущественном положении оказываются участники, имеющие опыт выполнения названных работ для государственных нужд.
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2021 N 08АП-2775/2021 по делу N А70-17652/2020 Требование: О признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа об обязании устранить выявленные нарушения, допущенные при проведении открытого конкурса, путем внесения изменений в конкурсную документацию, провести процедуру закупки в соответствии с требованиями действующего законодательства. Решение: В удовлетворении требования отказано.
- Учет только контрактов, выполненных без нарушений
ФАС указала: само по себе применение штрафа за нарушение контракта не говорит о том, что у участника нет опыта его исполнения. Требование дает необоснованное преимущество отдельным участникам.
9-ый ААС решил иначе. Данное условие не препятствует участию в конкурсе. Оно направлено на выявление лучшего исполнителя.
Решение ФАС России от 17.12.2020 по делу N 20/44/99/П44 Обстоятельства: В антимонопольный орган поступило обращение, содержащее информацию о нарушении Закона о контрактной системе при проведении заказчиком открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по реконструкции автомобильных дорог. Решение: Заказчик признан нарушившим требования пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, так как отсутствие в составе заявки на участие в закупке дополнительных соглашений к копии исполненного контракта (договора) не может являться основанием для того, чтобы не учитывать предоставленный участником опыт при оценке заявок участников.
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2021 N 19АП-4050/2020 по делу N А64-247/2020
- Ограничение опыта работы определенной территорией
Заказчик сильно рискует, если учитывает исключительно опыт исполнения контрактов на определенных территориях. Это условие незаконно, поскольку ограничивает конкуренцию. К такому выводу приходили антимонопольные органы, когда в зачет шел только опыт работы:
- в отдельных административных районах города – УФАС Санкт-Петербурга;
- на территории субъекта – Оренбургское УФАС;
- в федеральном округе – Коми УФАС.
Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 01.12.2020 по делу N 44-6288/20 Нарушение: п. 8 ч. 1 ст. 54.3 (ч. 2 ст. 8) Закона о контрактной системе. Решение: Признать жалобу обоснованной; выдать предписание об устранении нарушений; передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение Оренбургского УФАС России от 27.05.2021 по делу N 056/06/54.3-539/2021 Нарушение: ст. 6, ч. 8 ст. 32, п. 8 ч. 1 ст. 54.3, п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе. Решение: Признать жалобу обоснованной; предписание не выдавать; передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение Коми УФАС России от 12.05.2021 по делу N 011/01/17-142/2021 О прекращении производства по делу.
- Учет опыта за определенный период
ФАС считает, что календарные рамки для опыта недопустимы. Такой подход применяли, когда заказчики ограничивали как период заключения контракта, так и период исполнения.
Решение ФАС России от 17.12.2020 по делу N 20/44/99/П44 Обстоятельства: В антимонопольный орган поступило обращение, содержащее информацию о нарушении Закона о контрактной системе при проведении заказчиком открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по реконструкции автомобильных дорог. Решение: Заказчик признан нарушившим требования пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, так как отсутствие в составе заявки на участие в закупке дополнительных соглашений к копии исполненного контракта (договора) не может являться основанием для того, чтобы не учитывать предоставленный участником опыт при оценке заявок участников.
Решение ФАС России от 01.06.2021 по делу N 21/44/105/863 Суть жалобы: Заказчиком, уполномоченным органом ненадлежащим образом установлен в конкурсной документации порядок оценки заявок участников закупки по показателю «Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема». Решение: Жалоба признана обоснованной, поскольку установленный порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников конкурса.
- Ограничение стоимости исполненных контрактов
Не стоит устанавливать условие о том, что при оценке в зачет идут только контракты и договоры с ценой не ниже определенного значения. Антимонопольные органы усмотрели ограничение конкуренции, когда заказчики отсекали работы с ценой, не превышавшей:
- 30% от НМЦК – ФАС;
- 50% от НМЦК – Саратовское УФАС.
Решение ФАС России от 29.01.2021 по делу N 21/44/105/77 Суть жалобы: В конкурсной документации ненадлежащим образом установлены: 1) порядок оценки заявок по показателям критерия квалификации участника закупки; 2) описание объекта закупки. Решение: 1) Жалоба признана обоснованной, так как действия заказчика нарушают п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ; 2) Жалоба признана необоснованной, так как заявителем не доказано, что в рамках исполнения контракта необходимо выполнить работы по капитальному ремонту автомобильной дороги.
Решение Саратовского УФАС России от 01.07.2021 N 064/06/54-813/2021 Нарушение: п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе. Решение: Признать жалобу частично обоснованной; предписание не выдавать; передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Рассмотрен вопрос о порядке размещения информации о закупке в ЕИС
Письмо Казначейства России от 19.08.2021 N 14-00-05/19889 «О порядке размещения информации о закупке в единой информационной системе»
Сообщается, что сведения, предусмотренные пунктами 1 — 3 части 19 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, формируются в ЕИС по форме согласно приложению к Положению о размещении в ЕИС информации о закупке путем обработки информации, включенной в реестр договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки.
В реестр включается, в том числе, наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором.
При этом не предусмотрен порядок подтверждения страны происхождения товаров, в том числе на основании реестров промышленной продукции, произведенной на территории РФ, ЕАЭС или реестра российской радиоэлектронной продукции. Страна происхождения товара указывается заказчиком самостоятельно.
Правила нацрежима для госзакупок иностранных медизделий и радиоэлектронной продукции
Постановление Правительства РФ от 28.08.2021 N 1432 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
С 31 августа для иностранной радиоэлектронной продукции (РЭП) и некоторых импортных медизделий с ограничением допуска ввели правило «второй лишний». Установили перечень зарубежной РЭП с запретом на допуск. Расскажем об основных новшествах.
Иностранные медизделия с ограничением допуска
Из перечня N 1 убрали ряд позиций, например:
- 51.53.140 — устройства электрофореза белков сыворотки крови на пленках из ацетата целлюлозы;
- 60.12.132 — аппараты ультразвукового сканирования;
- 50.21.121 — аппараты для ингаляционного наркоза.
Эти товары вошли в перечень иностранной РЭП с ограничением допуска.
Из позиции с кодом по ОКПД2 32.50.13.190 исключили некоторые изделия: аппараты назальной респираторной поддержки дыхания новорожденных, инкубаторы интенсивной терапии для них, кольпоскопы.
Ограничения допуска иностранной РЭП и импортных медизделий
Для нового перечня иностранной РЭП с ограничением допуска ввели правило «второй лишний». Заказчик должен отклонить заявки с предложениями иностранных товаров (кроме продукции из стран ЕАЭС), если есть хотя бы 1 заявка, которая одновременно:
- соответствует извещению и (или) документации;
- содержит предложение о поставке продукции, произведенной в странах ЕАЭС.
Участник должен указать в заявке:
- номер записи из единого реестра российской РЭП, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории РФ, если такое предусмотрено Постановлением N 719, — для продукции из РФ;
- номер записи из евразийского реестра промтоваров, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории ЕАЭС, если такое предусмотрено Решением N 105, — для товаров из ЕАЭС (кроме РФ).
Номера реестровых записей представлять не нужно, в частности, при поставке принятой на вооружение военной техники.
Реестровые номера включают в контракт.
Документы о стране происхождения товара поставщик представит при исполнении контракта.
Запрет на допуск иностранной РЭП
Для некоторой продукции ввели запрет на допуск вместо его ограничения, например:
- 11.30 — схемы интегральные электронные;
- 12.30 — карты со встроенными интегральными схемами (смарт-карты);
- 20.11 — компьютеры портативные массой не более 10 кг;
- 40.39 — светильники и осветительные устройства прочие, не включенные в другие группировки.
Для подтверждения того, что эти товары не подпадают под установленный запрет, участникам нужно продекларировать, что продукция включена в реестр российской РЭП. Такая информация не нужна, в частности, при поставке принятой на вооружение военной техники.
Правила использования КТРУ
При приобретении запретной РЭП нельзя использовать в описании объекта закупки допхарактеристики вне каталога. Эти правила действуют, только если в закупке установлен запрет.
При закупке иностранной РЭП с ограничением допуска по-прежнему применяют аналогичные правила.
Закупки по Закону N 223-ФЗ с повышенным приоритетом российских товаров
Постановление Правительства РФ от 23.08.2021 N 1382 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925»
Опубликовали поправки к Постановлению N 925, которое отвечает за приоритет российских товаров при конкурентных закупках. Изменения вступят в силу 26 февраля 2022 года.
Сейчас преимущество предоставляют по общему правилу в размере 15% от цены, которую предложил участник. Исключение — закупка радиоэлектронной продукции из специального реестра. В этом случае преференция — 30%. Новым документом ее распространили на интеллектуальные системы управления электросетевым хозяйством и программное обеспечение для них.
Подача заявки на подключение к сетям газораспределения через портал госуслуг
Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2021 N 2415-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 04.05.2017 N 865-р»
В перечень иных услуг, сведения о которых размещаются в федеральном реестре государственных и муниципальных услуг (функций), включена услуга по приему заявок о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования или объектов капитального строительства к сетям газораспределения.
Наши фирменные материалы
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus