Минприроды: отходы, образующиеся при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, не соответствуют критериям ТКО и не подлежат накоплению на площадках для ТКО
Письмо Минприроды России от 06.10.2025 N 25-47/41715
Сообщается, в частности, что с 01.09.2025 вступило в силу Постановление Правительства РФ от 07.03.2025 N 293 «О порядке обращения с твердыми коммунальными отходами», которым утверждены в новой редакции Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее — Правила N 293). Подпунктом «в» пункта 36 Правил N 293 введен прямой запрет на складирование отходов, образовавшихся при уходе за древесно-кустарниковыми посадками в местах (площадках) накопления ТКО.
Указанные отходы подлежат передаче в порядке, предусмотренном для отходов производства и потребления, не отнесенных к ТКО, на основании гражданско-правового договора с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, обладающими необходимой разрешительной документацией, по нерегулируемой цене.
Также сообщается, что на стадии подготовки ко второму чтению в Госдуме находится проект федерального закона, которым предусматривается совершенствование правового регулирования вопросов создания и содержания мест (площадок) накопления ТКО, а также обращения с отходами, образующимися у граждан и не относящимися к ТКО.
Разъяснены особенности реализации договора управления многоквартирным домом, заключенного ТСЖ с управляющей организацией
Письмо Минстроя России от 12.11.2025 N 69144-ДН/04
Сообщается, в частности, что правом заключения договора управления наделено Правление ТСЖ (пункт 4 статьи 148 ЖК РФ). При этом порядок принятия решения о заключении такого договора управления законодательством не урегулирован и может быть установлен Уставом ТСЖ. Отмечается, что реализация ТСЖ права заключения договора управления МКД с управляющей организацией (далее — УО) решением общего собрания собственников помещений в МКД не требуется.
УО как вторая сторона договора управления обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению МКД, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).
Таким образом, в случае заключения договора управления между ТСЖ и УО способ управления этим МКД остается единственным — это управление ТСЖ. Именно ТСЖ, созданное в надлежащем порядке и имеющее право управлять МКД, наделено правом заключить договор управления с УО, передав свои полномочия по указанному договору управляющей организации. При этом изменения способа управления дома не происходит, поскольку, во-первых, ТСЖ не наделено правом изменения способа управления, таким правом обладает исключительно общее собрание собственников (часть 3 статьи 161 ЖК РФ), во-вторых, изменение способа управления привело бы к утрате ТСЖ права на заключение договора МКД управления с УО.
В случае заключения договора управления МКД ТСЖ фактически утрачивает права и обязанности по управлению МКД, поскольку в соответствии со статьей 162 ЖК РФ такими правами и обязанностями наделяется УО.
С ТСЖ снимаются обязанности по выполнению работ и (или) оказанию услуг по управлению МКД, по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, по предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги газоснабжения, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, по обеспечению готовности инженерных систем, по осуществлению иной направленной на достижение целей управления МКД деятельности, все перечисленные обязанности возлагаются на УО (части 2.2, 11 статьи 161, часть 2 статьи 162 ЖК РФ).
Собственники помещений в МКД вносят плату за содержание жилого помещения и коммунальные услуги в УО, а не в ТСЖ. Именно УО получает право распоряжения денежными средствами, ТСЖ такое право утрачивает.
Установлен порядок пересмотра расходов на оплату труда организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в области обращения с ТКО, начиная с тарифов на 2026 год
Постановление Правительства РФ от 20.11.2025 N 1834
Кроме того, внесены изменения в том числе в следующие постановления Правительства РФ:
от 30.04.2014 N 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации»;
от 15.12.2017 N 1562 «Об определении в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), включая индексацию предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), и технико-экономических параметров работы котельных и тепловых сетей, используемых для расчета предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность)».
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Рассмотрен вопрос о размещении протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в ГИС ЖКХ
Письмо Минстроя России от 05.11.2025 N 67415-ДН/04
В том числе разъяснены положения Федерального закона от 13.12.2024 N 463-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и признании утратившей силу части 4 статьи 10 Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», Требований к оформлению протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, утвержденных приказом Минстроя России от 30.04.2025 N 266/пр.
В частности, сообщается, что неразмещение протокола общего собрания собственников в ГИС ЖКХ не может являться основанием признания органом государственного жилищного надзора субъекта РФ такого протокола недействительным и отказа от принятия такого протокола, при этом указанное неразмещение протокола в ГИС ЖКХ может являться основанием для отказа во внесении изменений в реестр лицензий субъекта РФ и возврате заявления и документов.
Минстрой России объяснил, чем отличается общежитие от многоквартирного дома
Письмо Минстроя России от 10.11.2025 N 68319-ДН/04
Сообщается, что жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
Общежитие не является многоквартирным домом, в силу чего нормы ЖК РФ, регулирующие отношения по управлению МКД, по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД, по выбору лиц, управляющих МКД, по внесению платы за жилое помещение в МКД, за коммунальные услуги, потребляемые в помещениях МКД, к общежитиям не применяются.
В общежитиях не имеется общего имущества, поскольку право собственности регистрируется на специально построенный или переоборудованный под общежитие дом (либо часть дома) в целом.
Положения о договоре найма специализированного жилого помещения не подлежат применению к отношениям по предоставлению гражданину койко-места в общежитии.
Минстрой России: наличие нескольких секций в МКД не является условием для проведения отдельных общих собраний собственников помещений в нем
Письмо Минстроя России от 13.11.2025 N 69648-ДН/04
Отмечается, что независимо от количества секций строение является единым объектом капитального строительства. В случае поэтапного ввода объекта в эксплуатацию каждая секция будет являться составной частью одного МКД.
Управление осуществляется МКД, состоящим из фактически введенных в эксплуатацию секций. После введения в эксплуатацию новой секции изменяются технические характеристики МКД (площадь, состав общего имущества и др.). В этой связи необходимо осуществлять выбор способа управления вновь созданным МКД и конкретного лица, осуществляющего управление. Управление несколькими лицами различными секциями одного МКД не допускается.
Минстрой России: законом не предусмотрено применение в расчетах стоимости коммунальной услуги показаний прибора учета объема потребления коммунального ресурса в нескольких МКД
Письмо Минстроя России от 17.11.2025 N 70190-ДН/04
Отмечается, что применение такого прибора учета не позволяет учитывать определенные особенности и приводит к нарушению прав потребителей в тех МКД, в которых обеспечен повышенный по сравнению с другими МКД уровень энергосбережения и энергоэффективности.
Использование одного прибора учета на несколько МКД может повлечь возникновение необоснованных затрат у жителей таких МКД, поскольку, помимо коммунального ресурса, потребленного в МКД, указанные жители вынуждены будут оплачивать потери коммунального ресурса в сетях между домами.
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 261-77-72, e-mail:hotline@inform.plus

