Судебные издержки: практика возмещения транспортных расходов
Арбитражный процесс не предполагает безусловного возмещения судебных издержек за счет проигравшей стороны. Планируя связанные с рассмотрением дела поездки, нужно учесть судебную практику возмещения транспортных расходов, иначе даже при выигрыше дела есть риск не вернуть затраченные средства.
Пленум ВС РФ разъяснил: транспортные расходы представителя возмещаются другой стороной спора в разумных пределах исходя из цен, которые обычно устанавливаются на транспортные услуги в месте (регионе), в котором они фактически оказаны. Это разъяснение и общие правила компенсации судебных издержек являются базой для практики возмещения транспортных расходов.
Обратите внимание на условия договора с представителем
Лучше всего указать в договоре, что транспортные и иные расходы не входят в цену услуг и оплачиваются заказчиком отдельно (примеры — СИП, АС ВСО, АСПО).
Если издержки представителя включены в цену договора, суд взыщет расходы в пределах стоимости услуг и не станет отдельно возмещать затраты на поездки.
Ни доказать, ни опровергнуть расходы без документов не получится
Арбитражные суды требуют документальной доказанности судебных расходов, в том числе транспортных. Этого же они ожидают от стороны, которая настаивает на чрезмерности расходов. Такой подход основан на разъясненияхВС РФ и ВАС РФ.
Не освобождает от необходимости представить документы об оплате поездок условие договора на оказание юруслуг о размере компенсируемых представителю транспортных издержек (АС ПО).
Значит, для возмещения издержек недостаточно факта участия представителя в судебном заседании — нужно предъявить первичные документы (проездные документы). В качестве примеров можно привести дела, рассмотренные СИП и АС ЗСО.
Выбор вида транспорта должен быть обоснован, если есть менее затратная альтернатива
Одной из проблем обоснования заявленных судебных расходов является наличие альтернативных и более дешевых путей сообщения. Так, представитель использовал железнодорожный транспорт, а мог выбрать более дешевый вариант – маршрутное такси. На основании этого другая сторона может заявить о неразумности расходов и настаивать на их возмещении в размере равном цене билета на такси. Аналогичная история может произойти, если представитель прилетел на самолете, а мог добраться железной дорогой. Список можно продолжить.
Например, АС ПО не возместил в полном объеме расходы на такси, используемое для поездки между городами, поскольку имелась более дешевая альтернатива.
В такой ситуации необходимо доказать дополнительную ценность выбранного способа перемещения. Например, это может быть экономия времени (АС ЦО).
Скажите «нет» бизнес-классу
В практике сложилось устойчивое представление, согласно которому транспортные расходы должны быть разумными.
Летать эконом-классом можно смело. В таких случаях суды охотно возмещают издержки в полном объеме (СИП, АС ВСО, АС СКО). Расходы на перелет бизнес или премиум-классом не считают разумными, поэтому рассчитывать можно на возмещение в пределах стоимости билетов на эконом-класс (АС МО, АС ЗСО).
С автотранспортом ситуация аналогичная. Стоимость аренды автомобиля не премиального класса возместят полностью, а представительского – частично.
Следует заметить, что при использовании автомобиля могут возникнуть проблемы с обоснованием расходов на командировку водителя. Так, АС СКОотказал в возмещении таких расходов, потому что водитель не участник судебного процесса.
В каких инстанциях стоит бороться за транспортные издержки
Основная борьба пройдет в первой и апелляционной инстанции. Если исход дела вас устраивает во всем, кроме суммы возмещения транспортных издержек, подача кассационной жалобы станет лишней тратой времени.
Суды рассматривают определение конкретного размера судебных расходов как вопрос факта, а не вопрос права. Из этого следует, что определение конкретного размера судебных расходов, подлежащих возмещению, — прерогатива суда первой инстанции и апелляции, но не кассации (АС ВВО, АСВСО, АС ДВО, АС УО).
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Новый приказ Минтранса: как перевозчикам пассажиров оформлять документ о причинении вреда
Приказ Минтранса России от 27.12.2017 N 540 (вступает в силу 4 мая 2018 года)
Документ о произошедшем событии на транспорте и его обстоятельствах потребуется составлять в отношении каждого события. Речь идет о ситуации, когда при перевозке был причинен вред жизни, здоровью, имуществу пассажиров. В одном документе можно будет указать информацию о нескольких потерпевших, а не только об одном, как сейчас.
Название документа должно будет зависеть от вида перевозки и от того, чему был причинен вред. Например, если на воздушном и автомобильном транспорте поврежден или утрачен багаж, наименование документа — коммерческий акт.
Кроме номера, даты и времени составления документа в него потребуется включать сведения:
- о перевозчике и виде перевозки;
- событии;
- договоре обязательного страхования;
- одном или нескольких потерпевших;
- свидетелях, если они есть.
Также на документе должна стоять подпись, фамилия и инициалы уполномоченного его оформлять лица. Вместо этого положения можно будет применять другое, если оно есть в правилах перевозок пассажиров и багажа.
Составлять документ нужно будет в двух экземплярах и один из них направлять страховщику в течение пяти рабочих дней с даты события. Второй экземпляр перевозчик обязан хранить у себя, если иное не установлено законодательством РФ.
Данный приказ Минтранса не распространяется на случаи причинения вреда:
- жизни, здоровью, имуществу пассажиров на морском транспорте;
- имуществу пассажира на внутреннем водном транспорте.
С 23 апреля судебные приставы могут блокировать интернет-контент, порочащий репутацию юрлиц
Федеральный закон от 23.04.2018 N 102-ФЗ (вступил в силу 23 апреля 2018 года)
По новому закону, если должник по исполнительному производству добровольно не удалил вовремя информацию, порочащую деловую репутацию, за компанию «вступится» пристав. Он должен будет вынести два постановления:
- об ограничении доступа к такой информации;
- о взысканииисполнительского сбора.
Первое постановление пристав обязан направить в Роскомнадзор в течение одного рабочего дня с момента вынесения. Этот же документ теперь являетсяоснованием для включения, например, страницы с указанными сведениями вреестр запрещенных сайтов.
Примечательна скорость принятия данного закона: его проект внесли в Госдуму 2 апреля, а 23 числа этого же месяца закон вступил в силу.
Лицам с судимостью планируется запретить заниматься перевозкой пассажиров
Проект федерального закона (публичное обсуждение завершается 28 апреля 2018 года)
Проект касается тех, кто имеет неснятую или непогашенную судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления. Им могут запретить управлять транспортом, предназначенным для перевозки пассажиров:
- легковыми такси;
- автобусами;
- троллейбусами;
- трамваями.
Если проект станет законом, нужно будет при приеме на работу требовать от водителей справку об отсутствии судимости. Если впоследствии выяснится, что у работника есть судимость, придется его уволить.
МЧС разработало новые чек-листы для плановых противопожарных проверок
Проект приказа предусматривает отдельные формы проверочных листов. Кроме того, в проектируемый документ «переместят» чек-листы для проверки многоквартирных жилых домов, зданий торговли и общепита. Поэтому действующий приказ планируют отменить.
Энергетический паспорт на нежилое здание не подтверждает право на льготу по налогу на имущество
Даже если у вас есть нежилое здание с энергетическим паспортом, подтверждающим высокий класс энергоэффективности, вы обязаны платить налог на имущество по такому объекту. Законодательством РФ не предусмотрено определение классов энергоэффективности для нежилых зданий. По мнению ВС РФ, наличие критериев определения таких классов энергоэффективности — одно из условий для применения льготы. Налоговикивзяли на вооружение этот судебный акт. Подобной точки зрения ФНС уже придерживалась.
В начале 2017 года Минфин выпустил письмо, из которого можно было сделать вывод о возможности применять льготу по зданиям с высоким классом энергетической эффективности, если на них есть энергетический паспорт. Это письмо ФНС также направляла нижестоящим органам для использования в работе. Полагаем, на эту позицию уже можно не обращать внимания. Оцените риски возможных претензий контролеров, если вы пользовались или продолжаете пользоваться этой льготой.
Письмо ФНС России от 24.04.2018 N БС-4-21/7840@ «О применении налоговой льготы по налогу на имущество организаций, предусмотренной п. 21 ст. 381 НК РФ, в отношении нежилых зданий, строений, сооружений»
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БАНК «НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ»
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БАНК «ВОПРОС-ОТВЕТ»
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БАНК «ВОПРОСЫ-ОТВЕТЫ (ФИНАНСИСТ)»
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БАНК «БУХГАЛТЕРСКАЯ ПРЕССА И КНИГИ»
Ситуация: Как снимается запрет на регистрационные действия в отношении автомобиля?
Шаг 1. Получите сведения о запрете
Шаг 2. Устраните причину, по которой был наложен запрет
Шаг 3. В случае несогласия обжалуйте запрет
Шаг 4. Получите документ об отмене запрета
Готовое решение: Можно ли использовать кассовый аппарат, исключенный из реестра?
Нет, нельзя. Пользователи должны применять только ту ККТ, которая соответствует требованиям законодательства о применении ККТ (п. 2 ст. 5 Закона о применении ККТ
Ситуация: Что понимается под индивидуальным жилищным строительством?
Ситуация: Как оформить договор купли-продажи жилья с использованием материнского капитала?
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БАНК «ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРЕССА»
Готовое решение: Как организации пройти проверку пожарной безопасности (КонсультантПлюс, 2018)
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС Консультант Плюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus