Правительство утвердило ряд изменений в сфере закупок
Обзор: «Правительство утвердило ряд изменений в сфере закупок»
В отдельные постановления в сфере закупок внесены изменения. Часть из них уже вступила в силу, некоторые заработают с 1 апреля. Большинство поправок носит технический характер, но есть и содержательные новшества. Рассмотрим основные изменения.
Определили единый срок изменения плана закупок для всех конкурентных процедур по 223-ФЗ
Внести изменения в план закупок можно при любой конкурентной закупке до публикации извещения, документации о закупке или вносимых в нее изменений. Ранее правило применялось только к аукциону и конкурсу.
Детализировали информацию, включаемую в раздел плана закупок об СМСП по 223-ФЗ
Закупки у СМСП планируются минимум на три года. При заполнении раздела плана учитывайте особенности, предусмотренные поправками. Информация, которая указывается в этом разделе, различается в зависимости от года.
Уточнили правила, касающиеся РНП
Установлен срок, в течение которого контрольный орган направляет заказчику, поставщику и другим заинтересованным лицам копию решения о включении (отказе во включении) в РНП. Он составляет три рабочих дня с даты вынесения решения.
Уточнили, когда сведения о недобросовестном поставщике исключаются из реестра досрочно. Так, это возможно, если суд признает:
- решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта незаконным (недействительным);
- решение контрольного органа о включении информации в РНП недействительным.
Определили, какие сведения нужно будет включать в реестры контрактов и договоров с 1 апреля
В реестре контрактов в составе информации об исполнении контракта нужно будет указывать количество поставленного товара, объем выполненных работ, оказанных услуг.
В реестре договоров необходимо будет приводить наименование страны происхождения товара. Сведения будут указываться и в случае, когда поставка товара предусмотрена договором на выполнение работ или оказание услуг.
Разъяснен порядок работы с электронными документами о приемке при исполнении госконтракта
Письмо Казначейства России N 14-00-06/27476, ФНС России N АС-4-15/26126@ от 18.12.2019 «Об электронном документообороте документов о приемке товаров (выполнении работ, оказании услуг), сформированных с использованием единой информационной системы в сфере закупок»
В ЕИС появилась возможность сформировать и подписать в электронной форме документы о приемке при исполнении контракта. Это можно сделать в личном кабинете пользователя при взаимном согласии сторон на обмен такими документами. Для этого заказчику нужно:
- найти контракт в реестре на этапе «Исполнение»;
- воспользоваться пунктом контекстного меню «Предусмотреть формирование документов о приемке товаров (работ, услуг) в электронной форме».
После выполнения этих действий у поставщика (подрядчика, исполнителя) появится возможность формировать документы в электронном виде.
Такой порядок действует в отношении контрактов, заключенных с 1 января 2020 года. Если они заключены до названной даты, то воспользоваться новым функционалом ЕИС можно при условии, что в контракте в качестве первичного учетного документа указан универсальный передаточный документ (счет-фактура).
Кроме того, дана рекомендация предусматривать в проекте контракта, в частности, возможность оформления и обмена документами о приемке в электронной форме.
Отметим, что Казначейство и ФНС признают документ о приемке, сформированный в ЕИС и подписанный электронными подписями, равнозначным бумажному документу с собственноручными подписями.
ВС РФ и ФАС: стало понятно, как указывать информацию об НДС на этапе объявления госзакупки
Решение Верховного Суда РФ от 09.12.2019 N АКПИ19-798
По мнению ФАС, в проекте госконтракта нужно излагать условие о цене в формате «включая НДС/НДС не облагается». Один из заказчиков обратился в Верховный суд с просьбой признать письмо ФАС недействительным. Проблема была в следующем: с опорой на него УФАС посчитало нарушением тот факт, что заказчик указал в проекте контракта условие о цене только с НДС.
Верховный суд поддержал заказчика. Согласно позиции ФАС, раз участником закупки может быть любое юридическое или физическое лицо, в ней вправе участвовать и те, кто использует УСН. Следовательно, в проекте контракта обязательно приводить вариативную формулировку в отношении НДС. Верховный суд посчитал такой вывод ошибочным: норма об участниках закупки не регулирует вопрос об условиях проекта контракта, связанных с налогообложением.
Суд также напомнил, что ФАС не может разъяснять ни положения Закона N 44-ФЗ, ни положения законодательства о налогах и сборах. В оспариваемом письме служба фактически ввела новое нормативное правовое регулирование, а значит, превысила полномочия.
ВС РФ признал письмо ФАС недействующим со дня принятия. Таким образом, в проекте контракта можно указывать условие о цене только с НДС. Аналогичную позицию Верховный суд занимал и ранее.
ВС РФ: нельзя предусмотреть авансирование в допсоглашении к госконтракту, когда он уже исполняется
Определение Верховного Суда РФ от 30.12.2019 N 306-ЭС19-25198 по делу N А72-16393/2018
По итогам электронного аукциона стороны заключили контракт на выполнение строительных работ. В ходе его исполнения стороны подписали допсоглашение, в котором зафиксировали аванс. Он был перечислен на счет подрядчика.
Надзорный орган посчитал допсоглашение незаконным и потребовал вернуть аванс, а также взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами.
Суды признали документ недействительным: допсоглашение меняет существенные условия о порядке оплаты работ по контракту. Однако в возврате уплаченной суммы они отказали, поскольку контракт исполнен, его цена не поменялась.
С подрядчика взыскали проценты за пользование чужими денежными средствами. Выплата аванса за выполнение работ не была предусмотрена условиями контракта изначально. Тот факт, что стороны подписали допсоглашение, нарушает требования законодательства о контрактной системе. Сделка признана ничтожной.
Верховный суд не стал пересматривать дело.
Наши фирменные материалы
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС Консультант Плюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus