СМСП и самозанятые теперь иначе участвуют в закупках по Закону N 223-ФЗ
Постановление Правительства РФ от 24.11.2020 N 1909
Правительство изменило постановление об особенностях участия в закупках СМСП. Поправки касаются закупок только у СМСП (самозанятых), а также закупок с обязательным привлечением субподрядчиков из их числа. Установили, как по-новому участники должны подтверждать свой статус, а заказчики — проверять его.
Как СМСП и самозанятым подтвердить свой статус
Для подтверждения статуса самозанятого лица при участии в закупках по Закону N 223-ФЗ достаточно информации на сайте ФНС.
Сходные правила предусмотрели для СМСП. Декларировать в заявках принадлежность к названным субъектам больше не придется. Статус подтверждается информацией о таком участнике из единого реестра СМСП.
Как заказчику проверить статус участника
Заказчик сам проверит, есть ли сведения об участнике на сайте ФНС или в реестре. При их отсутствии в этих ресурсах участнику откажут в допуске к закупке или в заключении договора. Эти правила применимы не только при закупке среди СМСП (и приравненных к ним самозанятых), но и при закупке с обязательным привлечением субподрядчиков из их числа. Требовать документы о подтверждении статуса нельзя.
Как изменились правила заключения и оплаты договора по результатам закупки среди СМСП и самозанятых
На заключение договора сторонам отводится 20 календарных дней, а не 20 рабочих.
Исчислять срок оплаты по договору нужно со дня подписания заказчиком документа о приемке.
Рассмотренные правила вступили в силу 27 ноября.
При закупках лекарств всех госзаказчиков скоро обяжут использовать единый каталог препаратов
Письмо Минздрава России от 17.11.2020 N 18-2/И/2-17599 «О применении ЕСКЛП в ЕИС»
Минздрав сообщил, что с 21 декабря 2020 года все заказчики обязаны использовать при закупках лекарств единый структурированный справочник-каталог лекарственных препаратов для медицинского применения (ЕСКЛП).
Ведомство напомнило, что сведения из справочника надо использовать на разных этапах закупки:
- при подготовке документации о закупке — для расчета НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, начальной цены единицы товара;
- на этапе заключения и исполнения контракта — при применении формы типового контракта на поставку лекарств и направлении сведений в реестр контрактов.
Ошибки заказчиков по Закону N 223-ФЗ: какие требования в документации ФАС считает лишними
Обзор: Ошибки заказчиков по Закону N 223-ФЗ: какие требования в документации ФАС считает лишними
В октябрьских обзорах административной и судебной практики антимонопольный орган отметил, что заказчики устанавливают в документации требования, которые создают трудности для участников. Кроме того, некоторые условия закупки ограничивают конкуренцию. Подробнее об этом в нашем обзоре.
Потребовали больше, чем надо
В одном случае в закупочной документации было установлено требование: победитель закупки должен представить информацию о номере товара в системе учета производителя (партномер) в течение 5 календарных дней с даты получения для подписания проекта договора.
Заказчик пояснил: эти сведения нужны для проверки соответствия характеристик заявленного и поставляемого оборудования.
Контролеры посчитали это незаконным: предоставление сведений на стадии заключения договора создает трудности для участника. Ведь ему надо заблаговременно приобрести (произвести) продукцию. Кроме того, названные сведения должны быть переданы в сжатые сроки. Производитель товара (дилер) не обязан в них укладываться, чтобы дать запрашиваемую информацию. Заключение договора зависит от третьих лиц.
Суд поддержал антимонопольный орган.
В другом случае заказчик требовал от участников строительной закупки членства в СРО. Среди прочего нужно было подтвердить совокупный размер обязательств по форме из документации.
Контролеры посчитали это условие лишним: требовать можно только выписку из реестра членов СРО. Других способов подтвердить право на строительные работы нет. Такая организация сама отслеживает соотношение размера компенсационного взноса и принятых участником закупки обязательств.
Суд поддержал антимонопольный орган: у заказчиков нет права контролировать деятельность СРО.
Ограничили конкуренцию
В одном случае в документации было установлено, что участвовать в закупке могут только производители товара или те, кто получил от него право поставки. Для этого требовались подтверждающие документы.
Контролеры с этим не согласились: для надлежащей поставки товара необязательно быть производителем или иметь договорные отношения с ним. Другим участникам закупки придется обращаться за подтверждающими документами до конца срока подачи заявок к производителю (дилеру, поставщику или его представителю). Однако те не обязаны давать их в этот срок. Участие в закупке зависит от третьих лиц.
Суды поддержали антимонопольный орган.
В другом случае поучаствовать в закупке могли только юрлица из перечня аккредитованных организаций, который утвердил заказчик.
Контролеры указали: квалифицированным участникам с разрешительными документами необязательно быть в перечне заказчика. Нахождение в нем не значит, что договор будет исполнен надлежащим образом.
Проверки ФАС: проблемы в выборе способа закупки и другие сложности по Законам N N 44-ФЗ и 223-ФЗ
Анализ практики проведения внеплановых проверок заказчиков при осуществлении закупок на соответствие требованиям Закона N 44-ФЗ (сентябрь 2020 года)
Обзор практики рассмотрения жалоб при закупках по Закону N 44-ФЗ (август 2020 года)
Обзор практики рассмотрения жалоб при закупках по Закону N 44-ФЗ (сентябрь 2020 года)
Обзор практики рассмотрения жалоб при закупке по Закону N 223-ФЗ (октябрь 2020 года)
ФАС среди прочего указала: как быть заказчику, если виды работ из ЕГРЮЛ не соответствуют объекту закупки, на что обратить внимание при выборе способа закупки, какие требования заказчика обременят участников. Подробнее об этом в нашем обзоре.
По Закону N 44-ФЗ
ОКВЭД не соответствовал объекту закупки
В ФАС пожаловались, что заказчик неправомерно заключил контракт с победителем: вид деятельности из ЕГРЮЛ не соответствует объекту закупки.
Контролеры указали: Закон N 44-ФЗ не требует, чтобы данные совпадали. Заказчик представил сведения в подтверждение того, что победитель соответствует условиям закупки.
В один лот объединили строительные работы разных объектов
Заказчик включил в один лот работы по строительству медицинского и образовательного центров. На каждый из объектов была отдельная проектная документация с положительным заключением госэкспертизы. Строительство предполагалось на одном земельном участке, под одним кадастровым номером.
Контролеры посчитали это нарушением: объекты и работы на них не связаны между собой. Это может ограничить конкуренцию.
Запутались в способах закупки
Контрольный орган указал, что заказчики часто выбирают не тот способ закупки, поскольку неправильно соотносят коды ОКПД2. Например, используют обобщенный код.
В одном случае заказчик закупал услуги по комплексному обслуживанию помещений. Он выбрал обобщенный код по ОКПД2, которого нет в аукционном перечне. В этой связи проводил открытый конкурс в электронной форме.
Контролеры выяснили, что в рамках контракта предусмотрены услуги с кодами из названного перечня. Значит их нужно было приобретать посредством электронного аукциона.
В другом случае заказчик закупал услуги по организации и проведению мероприятия. Он также выбрал обобщенный код по ОКПД2, которого не было в аукционном перечне. В качестве способа закупки был выбран открытый конкурс в электронной форме.
В техзадании установлены требования к товарам из аукционного перечня. Заказчик пояснил, что они нужны только для проведения мероприятия. После его окончания продукция в собственность заказчика не переходит, на балансовый учет не ставится. Выбор способа закупки признали правомерным.
Требовали конкретных показателей товара
Измененное положение о составе первой части заявки на участие в электронном аукционе, а также открытом конкурсе в электронной форме действует с начала 2020 года. Однако заказчики по-прежнему неправильно его применяют: требуют от участников конкретных показателей товаров вместо согласия.
Антимонопольный орган напомнил: конкретные показатели товара не нужны, если он используется при выполнении работ (оказании услуг). В этом случае требуется согласие на работы (услуги).
О том, как отличить используемый товар от поставляемого, читайте в нашем материале.
По Закону N 223-ФЗ
Требовали лишнего
В одном случае заказчик требовал, чтобы у участников были необходимые материально-технические ресурсы и подтверждающие документы на момент подачи заявки.
Контролеры посчитали это нарушением: наличие ресурсов и документов на момент подачи заявки не влияет на надлежащее исполнение договора. Победитель может привлечь такие ресурсы позже.
В другом случае заказчик среди прочего установил критерий оценки: участник закупки должен быть зарегистрирован в определенном реестре. В этом случае он получит максимальное количество баллов.
Контролеры признали это нарушением: реестр не является государственным. Участники должны зарегистрироваться в нем до конца срока подачи заявок. Однако они могут и не успеть это сделать, поскольку согласовать регистрацию нужно с администратором названного ресурса. Кроме того, при регистрации предусмотрена уплата техсбора.
Предусмотрели незаконное условие
В документации было установлено право заказчика отказаться от договора с единственным участником конкурентной закупки. Например, в связи с существенным изменением обстоятельств, на которые рассчитывал заказчик при объявлении конкурентного отбора.
Контролеры сочли это нарушением: по итогам конкурентной закупки заказчик обязан заключить договор, даже если подана только 1 заявка.
Судебная практика по Закону N 44-ФЗ: обзор за октябрь
Мы выбрали 11 постановлений окружных судов, принятых в октябре. Они касаются как общих для всех заказчиков вопросов, так и отдельных видов закупок — строительных работ, обслуживания медтехники, приобретения недвижимости, путевок для детей.
Описание объекта закупки
Довод о том, что под описание объекта закупки подходит не один, а два товара, может не спасти от признания заключенного контракта недействительным, если суд установит, что заказчику может подойти более широкий перечень товаров (АС Западно-Сибирского округа).
Требования к инструкции по заполнению заявок на участие в аукционе
Суд округа отметил: восприятие инструкции по заполнению заявок как «излишне сложной» и «запутанной» является оценочным. Именно поэтому у участников есть право обратиться за разъяснениями. Если они этого не сделали, дальнейшее обжалование действий заказчика по мотиву сложной для восприятия инструкции является злоупотреблением правом (АС Северо-Кавказского округа).
Рассмотрение заявок участников аукциона
Антимонопольный орган не вправе признавать комиссию нарушившей требования закона, если не доказано, что у нее были основания сомневаться в представленных участником документах и возможность проверить эти документы (АС Северо-Западного округа).
Если оператор площадки направил заявки участников досрочно, комиссия не может их рассматривать, лишая тем самым других претендентов права принять участие в аукционе (АС Западно-Сибирского округа).
Закупки услуг по техобслуживанию медоборудования
При закупке услуг по обслуживанию рентгеновского оборудования заказчик вправе потребовать, чтобы у участника одновременно были две лицензии: на техническое обслуживание медтехники и на использование источников ионизирующего излучения (АС Центрального округа).
Закупки недвижимости
Суд признал незаконным требование документации о том, что участником аукциона может быть только единственный собственник жилого помещения. По доверенности от собственника в аукционе может участвовать его представитель (АС Уральского округа).
Закупки услуг по предоставлению путевок для детей
Заказчики не вправе проводить аукционы для закупки услуг по предоставлению путевок для детей, поскольку конечным результатом является организация их отдыха и оздоровления. Требуется проводить конкурс с ограниченным участием (АС Восточно-Сибирского округа).
Строительные закупки с доптребованиями
Для подтверждения опыта выполнения работ не имеет значения, в каком качестве участник их выполнял — в качестве генподрядчика или субподрядчика (АС Восточно-Сибирского округа).
Аналогичную позицию в августе занял АС Московского округа. Противоположный подход был продемонстрирован в июле в постановлении АС Уральского округа.
Штрафные санкции за нарушение контракта
Заказчик не вправе взыскивать штраф, если товар был поставлен хотя и с просрочкой, но в полном объеме. В этой ситуации можно только начислить пени (АС Уральского округа).
Заказчик вправе оштрафовать исполнителя за несвоевременное предоставление новой банковской гарантии, если у банка, выдавшего предыдущую гарантию, отозвана лицензия (АС Северо-Западного округа).
Административная ответственность
Несмотря на то что одностороннее расторжение заказчиком контракта признали незаконным, суд счел штраф в 200 тыс. руб. несоразмерной санкцией и признал нарушение малозначительным. При этом суд принял во внимание, что контракт так и остался не исполненным с обеих сторон (АС Уральского округа).
Административная практика по Закону N 44-ФЗ: обзор за октябрь
Как правильно установить размер обеспечения исполнения контракта для СМП и СОНКО, нужно ли размещать в ЕИС заключение госэкспертизы проектной документации, можно ли разместить часть документации вне ЕИС — ответы на эти и другие вопросы в нашем обзоре.
Закупки у СМП и СОНКО
Нужно обратить внимание на условие о размере обеспечения исполнения контракта при закупках среди СМП и СОНКО. Напомним, что с 1 июля он рассчитывается не от НМЦК, а от цены заключенного контракта (Санкт-Петербургское УФАС).
Выбор способа закупки
Работы по ликвидации несанкционированных свалок должны закупаться через аукцион, а не конкурс (Санкт-Петербургское УФАС).
Заказчикам следует проверить, правильно ли объект закупки отнесен к коду ОКПД2 81.10.10.000 «Услуги по обслуживанию помещений комплексные». Если в техзадании окажутся услуги и работы, относящиеся к другим кодам, проведение конкурса вместо аукциона могут признать незаконным (Московское областное УФАС).
Размещение документации в ЕИС
Документация о закупке должна быть доступна в ЕИС в полном объеме. К примеру, нельзя разместить проектную документацию в «облаке» и в ЕИС дать ссылку на нее (ФАС).
Рассмотрение банковских гарантий
Если в банковской гарантии, обеспечивающей заявку, неправильно указан способ закупки (например, вместо аукциона указан конкурс), заказчик вправе отклонить заявку (ФАС).
Заказчик не должен отказываться принимать банковскую гарантию исключительно по формальным основаниям. Например, отказ неправомерен, если гарантия требует заверять требования по ней печатью, а у заказчика печать есть (Московское УФАС).
Строительные закупки
Заказчик не обязан размещать в ЕИС положительное заключение госэкспертизы проектной документации (ФАС).
Он вправе заложить в смету по контракту резерв на непредвиденные расходы (ФАС).
Законно условие о том, что подрядчик не может отказаться от исполнения контракта, если есть основания для приостановки работ (ФАС).
Заказчики — бюджетные учреждения не обязаны руководствоваться положениями Постановления N 570 о видах и объемах работ, которые подрядчик должен выполнить лично. Требования из этого постановления нельзя включать в документацию (ФАС).
Закупки медизделий
Замена бланка регистрационного удостоверения на медизделие не означает, что само удостоверение стало недействительным. Заказчик не вправе отклонять заявку только из-за того, что оно представлено на старом бланке (Московское УФАС).
Наши фирменные материалы
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus