«Одно окно»
Федеральный закон от 22.12.2020 N 446-ФЗ
С 1 января 2021 года в сфере регулирования внешнеторговой деятельности начнет функционировать информационная система «Одно окно».
Информационная система «Одно окно» призвана обеспечить взаимодействие в электронной форме участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти РФ, органами и агентами валютного контроля и иными организациями в соответствии с их компетенцией в целях развития внешнеторговой деятельности и обеспечения возможности использования содержащихся в этой системе документов и информации в целях осуществления государственного контроля (надзора), предоставления государственных услуг, исполнения государственных функций, предоставления иных услуг, формирования статистики в сфере внешнеторговой деятельности.
Функции оператора информационной системы «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности возложены на акционерное общество «Российский экспортный центр» (далее — АО «РЭЦ»).
АО «РЭЦ» как оператор информационной системы «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности:
- участвует в соответствии со своей компетенцией в информационном взаимодействии указанной системы и механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности, создаваемого в Российской Федерации в соответствии с актами, составляющими право ЕАЭС;
- действует от имени, в интересах и с согласия участника внешнеторговой деятельности без доверенности при обращении в уполномоченные органы и организации для получения разрешительных документов, необходимых для получения участником внешнеторговой деятельности государственных услуг, иных услуг в сфере внешнеторговой деятельности, если иное не установлено законодательством РФ и договором, заключенным между участником внешнеторговой деятельности и АО «РЭЦ»;
- определяет перечень услуг, обеспечивающих взаимодействие участников внешнеторговой деятельности с использованием информационной системы «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности, в целях развития и поддержки экспорта.
Обеспечение доступа участников внешнеторговой деятельности к информационной системе «Одно окно» осуществляется на добровольной и безвозмездной основе.
Документы и информация, содержащиеся в информационной системе «Одно окно», используются в соответствии с законодательством РФ органами государственной власти РФ, органами и агентами валютного контроля и иными организациями в соответствии с их компетенцией.
Документы и информация, связанные с осуществлением внешнеторговой деятельности и проведением валютных операций и представленные резидентами органам и агентам валютного контроля с использованием информационной системы «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности, не подлежат повторному представлению до изменения сведений, содержащихся в таких документах и информации.
АО «РЭЦ» обязано соблюдать коммерческую, банковскую, налоговую, иную охраняемую законом тайну, а также защищать другую информацию, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности и которая стала известна АО «РЭЦ» при осуществлении им своих полномочий.
Предусматривается, что представление и передача документов и информации, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности и проведением валютных операций, АО «РЭЦ» органам и агентам валютного контроля не являются нарушением коммерческой, банковской, налоговой, иной охраняемой законом тайны, а также нарушением требования об обеспечении конфиденциальности в отношении другой информации, которая стала известна АО «РЭЦ» при осуществлении им своих полномочий.
Правительство РФ по согласованию с Банком России будет устанавливать порядок функционирования информационной системы «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности, в том числе права и обязанности АО «РЭЦ» как ее оператора, перечень документов и информации, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности, сроки и порядок их предоставления с использованием информационной системы «Одно окно», утверждать перечень государственных и иных услуг (функций), административных и иных процедур в сфере внешнеэкономической деятельности, предоставление (исполнение) которых может осуществляться в электронной форме по принципу «одного окна».
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2021 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 июля 2021 года.
ПРОЕКТ: Ограничения по нормам беспошлинного ввоза товаров для личного пользования при повторном перемещения в течение месяца
Проект Решения Совета ЕЭК «О внесении изменений в Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. N 107»
Предлагается установить ограничения по нормам беспошлинного ввоза товаров для личного пользования в случае их повторного перемещения в течение месяца.
С 1 января 2019 года нормы, в пределах которых товары для личного пользования могут ввозиться физическими лицами в сопровождаемом и несопровождаемом багаже без уплаты таможенных платежей, составляют 500 евро и 25 килограмм.
Однако, как отмечают авторы проекта, анализ перемещения физическими лицами товаров на российском участке таможенной границы ЕАЭС свидетельствует об использовании действующих норм, установленных в отношении товаров для личного пользования, для ввоза товаров, которые в действительности предназначены для торговой деятельности.
В этой связи предлагается установить с 1 июля 2021 г. следующие стоимостные, весовые и (или) количественные нормы, в пределах которых товары для личного пользования ввозятся на таможенную территорию ЕАЭС без уплаты таможенных пошлин, налогов:
- если стоимость таких товаров не превышает сумму, эквивалентную 500 евро, и (или) вес не превышает 25 кг и товары ввозятся одним физическим лицом один раз в течение 1 календарного месяца;
- если стоимость таких товаров не превышает сумму, эквивалентную 50 евро, и (или) вес не превышает 10 кг при втором и последующем случаях ввоза товаров одним физическим лицом в течение 1 календарного месяца.
Кого могут затронуть планируемые ограничения на беспошлинный ввоз товаров
Информация Минфина России от 21.01.2021 «Пересмотр порогов беспошлинного ввоза товаров касается только повторного перемещения в течение месяца»
Сообщено, в частности, что предложение о пересмотре порогов беспошлинного ввоза товаров через границу касается только случаев повторного перемещения в течение одного месяца. Для единоразового провоза товаров правила не меняются.
Действующие нормы ввоза товаров для личного пользования в страны ЕАЭС без уплаты таможенных платежей стали использоваться с нарушениями. Для их пресечения было принято решение с 1 июля 2021 года разрешить повторно в течение месяца ввозить багаж без уплаты пошлины только в том случае, если его вес не превышает 10 кг, а стоимость — 50 евро.
Напомним, что с 1 января 2019 года граждане могут ввозить товары для личного пользования в страны ЕАЭС без уплаты таможенных платежей, если багаж не превышает 25 кг, а его стоимость — 500 евро.
В 2021 году размер пошлины для хозсубъектов при обращении в Суд ЕЭС, составит 47 846 рублей
Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.12.2020 N 25 «Об утверждении размера пошлины, уплачиваемой хозяйствующими субъектами при обращении в Суд Евразийского экономического союза»
Указанный размер пошлины рассчитан в соответствии с прогнозируемым при подготовке проекта бюджета Евразийского экономического союза на 2021 год индексом роста потребительских цен, составляющим 3,7 процента.
Настоящее Решение вступает в силу с 1 января 2021 г.
Практика рассмотрения жалоб на действия и решения таможенных органов за 2020 год
Информация ФТС России «Обзор практики рассмотрения ФТС России жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в области таможенного дела за 2020 год»
В Обзоре отражены, в частности, следующие выводы:
- при выявлении признаков влияния взаимосвязи на цену сделки таможенный орган обязан сообщать об этом декларанту с целью предоставления ему возможности доказать отсутствие такого влияния. В целях принятия мотивированных решений таможенным органам необходимо также проводить анализ сопутствующих продаже обстоятельств;
- в случае отсутствия у налогоплательщика документа, подтверждающего право на законодательно установленное освобождение от НДС на момент регистрации ДТ, оснований для освобождения от обложения НДС, предусмотренного статьей 150 НК РФ, не имеется, и соответствующие суммы НДС должны быть исчислены и уплачены налогоплательщиком в полном объеме до выпуска товаров;
- использование таможенным органом при проведении таможенного контроля документов, полученных в результате оперативно-розыскных мероприятий, является допустимым;
- сведения о товаре из сети Интернет носят справочный характер и не могут являться основанием для принятия предварительного решения о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС без представления в установленном порядке соответствующих документов вместе с заявлением;
- в случае отказа таможенного органа в принятии предварительного решения о классификации товаров в соответствии ТН ВЭД, повторное использование денежных средств, внесенных в качестве уплаты государственной пошлины для оказания государственной услуги, при подаче нового заявления недопустимо;
- в стоимость товаров для личного пользования должны быть включены все расходы покупателя, без которых приобретение и ввоз товаров были бы невозможны, включая НДС, указанный в формах Tax Free.
Полномочия Правительства РФ в сфере таможенного регулирования стали шире
Федеральный закон от 22.12.2020 N 433-ФЗ
В частности, на уровень Правительства РФ передаются полномочия по подтверждению наличия оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате ввозных таможенных пошлин, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 59 ТК ЕАЭС, а также оснований предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов. При этом определено, что такое подтверждение производится по представлению (заключению) федеральных органов исполнительной власти в порядке и по форме, определенным Правительством РФ.
В целях исключения представления участниками внешнеэкономической деятельности двойной отчетности в таможенные органы Правительство РФ будет определять категории товаров, в отношении которых отсутствует обязанность по представлению в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров.
Также установлено, что если плательщиком таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней является таможенный орган, взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней не производится.
Изменениями, в числе прочего, уточняются полномочия Минфина России в сфере таможенного дела, в новой редакции излагаются некоторые статьи и положения Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», признаются утратившими силу статьи и нормы, утратившие свою актуальность.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
Пресса
Если документ отсутствует в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс,
его можно заказать через сервис «Линия консультаций»
Тел.: +7(831) 418-58-74, e-mail: hotline@inform.plus